Home Сyprusbutterfly ​Россия намерена разорвать соглашение о налогообложении с Кипром

​Россия намерена разорвать соглашение о налогообложении с Кипром

by Cyprus Digest team

​Россия намерена разорвать соглашение о налогообложении с Кипром

Россия намерена разорвать действующее соглашение с Кипром об избежании двойного налогообложения (СИДН). Объясняется это тем, что власти островного государства не представили Москве свои предложения по изменению ставок, сообщил федеральный чиновник. 

«Ведомости» со ссылкой на свои источники сообщают, что переговоры об изменении налогового соглашения с Кипром зашли в тупик. По их словам, Кипр в ответ на предложение Москвы увеличить действующие ставки предложил их сохранить, ужесточив при этом контроль за иностранными структурами российского бизнеса. Однако Москва настаивает на их повышении, угрожая денонсировать ныне действующий договор уже осенью, пишет газета.

Сейчас налоговое соглашение с Кипром предусматривает, что выплаты дивидендов в пользу резидентов Кипра из России можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%.

После одностороннего выхода из СИДН с Кипром все выплаты (дивиденды, проценты, роялти) в пользу резидентов Кипра из России будут облагаться в соответствии с российским налоговым кодексом, то есть по ставке 15% (дивиденды) и 20% (проценты, роялти). Могут также пострадать российские компании и физлица, которые получают доход с Кипра, поскольку налогообложение этих выплат будет осуществляться по законодательству Кипра, без применения СИДН.

Идею отменить льготные налоговые ставки «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета», предложил 25 марта президент Владимир Путин. Налоговые консультанты назвали повышение налога кульминацией деофшоризации. После повышения налога содержать не только офшоры, но и все иностранные компании будет менее выгодно, констатировали юристы.

По последним доступным данным ЦБ, за первые девять месяцев 2019 года Россия вложила в Кипр почти 13,5 млрд долларов, а получила менее 4,8 млрд долларов прямых инвестиций.

Минфин России в конце марта направил Кипру письмо с предложением пересмотреть действующее соглашение об избежании двойного налогообложения (СИДН). Аналогичные письма были затем отправлены в Люксембург и на Мальту. Это было сделано после поручения президента Владимира Путина увеличить ставку на доходы, выводимые на зарубежные счета.

Кипр является самой популярной транзитной юрисдикцией: дивиденды выплачиваются зарегистрированной там компанией по сниженным ставкам, а уже после доходы могут переводиться в классические офшоры. Как писал РБК, сейчас в соответствии с российско-кипрским СИДН ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5 или 10% (на проценты по предоставленным оттуда займам — до нуля), тогда как максимально возможные ставки составляют 15 и 20% соответственно. Минфин России предложил кипрским коллегам поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, сообщал РБК в начале апреля.

Этот договор был заключен в 1998 году. Чтобы его разорвать, Россия должна направить Кипру по дипломатическим каналам уведомление о расторжении соглашения, и в этом случае оно прекратит действие 1 января 2021 года.

В апреле этого года Россия направила правительству Кипра письмо насчет повышения налоговых ставок на выплату дивидендов и процентов в двустороннем соглашении об избежании двойного налогообложения. Документ за подписью замминистра финансов Алексея Сазанова есть в распоряжении РБК. Два налоговых консультанта, знакомых с текстом письма, подтвердили РБК его содержание. Из него следует, что Россия предложила Кипру распространить максимальную ставку 15% на все без исключения компании.

РБК направил запросы в Минфин России и Минфин Кипра.

Первая мишень

25 марта президент Владимир Путин поручил отменить льготные налоговые ставки «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета». Налоговые консультанты назвали повышение налога кульминацией деофшоризации. После повышения налога содержать не только офшоры, но и все иностранные компании будет менее выгодно, констатировали юристы.

Кипр является мишенью номер один для повышения налога, сообщил Минфин. Рост ставки затронет и другие транзитные юрисдикции, но, какие именно, официально не сообщалось. Вероятно, аналогично будут изменены соглашения с Нидерландами, Люксембургом, Сингапуром, возможно, с Мальтой и Швейцарией, отмечали опрошенные РБК эксперты.

Максимальная ставка при выплате дивидендов в пользу иностранных компаний составляет 15%, на проценты по займам — 20%. Снизить ставку по дивидендам до 10 или 5%, а по процентам до нуля возможно, применив льготы в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) со страной, где зарегистрирована компания — получатель доходов.

У России около 100 таких соглашений с другими странами, за исключением популярных офшоров, таких как Британские Виргинские острова, Кайманы, Сейшелы, Бермуды, Гернси и Джерси, — при выплате дивидендов в эти юрисдикции применяются максимальные ставки. Однако так называемые транзитные юрисдикции, например Кипр, Люксембург, Нидерланды, соглашения с которыми допускают низкие налоги, часто используются при регистрации компаний-пустышек для выплаты дивидендов с меньшими налогами, а уже после доходы переводятся в классические офшоры.

Наиболее жесткий вариант

Сейчас налоговое соглашение с Кипром предусматривает самые привлекательные условия. Ставку при выплате дивидендов на Кипр можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. По последним доступным данным ЦБ, за первые девять месяцев 2019 года Россия вложила в Кипр почти 13,5 млрд долларов, а получила менее 4,8 млрд долларов прямых инвестиций.

Как следует из проекта правок в налоговое соглашение, Минфин предложил коллегам на Кипре поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам.

Другим вероятным вариантом изменений было предложить Кипру дополнить соглашение положением об упрощенном ограничении льгот (S-LOB) —требование к получателю дохода соответствовать жестким критериям. Его содержит конвенция против злоупотреблений такими соглашениями (MLI). Она должна вступить в силу в России с 2021 года.

Принципиальная разница в том, что при S-LOB все же остаются возможности для льгот — например, в случае публичной компании или компании, которая ведет активную предпринимательскую деятельность на Кипре, а доходы из России связаны с этой деятельностью, рассказал РБК директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ Александр Токарев: «При установлении ставки 15% получить льготу будет невозможно, даже если компания проходит тест по S-LOB».

В проекте изменений Минфин не прописал исключение для процентных доходов, выплачиваемых по еврооблигационным займам, облигационным займам российских компаний и займам, предоставляемым иностранными банками, хотя ранее объявил, что на эти категории рост налога не распространится.

Как пояснили РБК в Минфине, выплаты из России по облигациям и кредитам банков будут регулироваться российским налоговым законодательством.

Льгота по евробондам прописана в налоговом кодексе и уже применяется в отношении всех стран, с которыми есть налоговые соглашения, пояснил Токарев. Однако если Кипр откажется подписывать протокол и Россия выйдет из соглашения, то льгота по облигациям в отношении выплат в пользу кипрских компаний применяться не будет. Что касается банковских кредитов, то отсутствие льготы для них приведет к применению 15-процентной ставки налога в отношении процентных выплат, но выплаты процентов в пользу кипрских банков российскими компаниями не такой уж частый случай, уточнил эксперт.

Взимать налог с дивидендов и процентов по повышенной ставке начнут с доходов за 2021 год, разъяснил ранее Минфин. Он направлен в первую очередь против компаний, которые были специально созданы в зарубежной юрисдикции для оптимизации налогообложения. Но мера затронет не только тех, кто уводит деньги в офшоры, но и добросовестные компании, предупреждали опрошенные РБК эксперты, — в частности, российские группы с иностранными субхолдингами, которые создавались для инвестиций за рубежом. Рост налога также может снизить инвестиционную привлекательность России для компаний, зарегистрированных в транзитных странах, но не связанных с российским бизнесом.

В любом случае проект изменений в соглашение не окончательный, подчеркивает партнер по международному налогообложению «Кроу Экспертиза» Рустам Вахитов. Возможно, учитывая очень сжатые сроки, не было возможности детально проработать и согласовать все предложения, предположил он. Согласно поручению правительства, Минфин должен до 24 апреля определить список налоговых соглашений, которые планируется изменить, и представить конкретные нормативно-правовые акты.

Источники: РБК, Ведомости

Источник

You may also like

Leave a Comment