Home Вестник Кипра Музыкальный тембр острова (часть 2)

Музыкальный тембр острова (часть 2)

by

Из тысячи говорящих людей мы безошибочно узнаем голоса своих близких или известных актеров и певцов. Мы слышим их неповторимый тембр. У каждого народа тоже есть своя звуковая краска, национальный музыкальный символ этноса: русская балалайка, шотландская волынка, испанские кастаньеты, итальянская мандолина… А какой тембр у Кипра? Продолжаем наш рассказ о народных музыкальных инструментах.

Пидкьявли

Пидкьявли (το πιδκιάβλι или το πιθκιάβλι) — уже настоящий музыкальный инструмент. И очень древний. Что-то похожее упоминалось еще в греческих мифах, когда речь шла о юности Гермеса. Ведь прежде, чем «дослужиться» до Бога скотоводства, он «работал» простым пастухом и играл на дудочке. Охваченный страстью к красавице Афродите, Гермес, возможно, случайно обронил на кипрской земле свою свирель, и в святилище Афродиты в Пафосе во время раскопок нашли пидкьявли возрастом 2500 лет до н.э. Продольная флейта была и в руках пастухов, когда они принесли Благую весть о рождении Христа — древний художник запечатлел этот момент на фреске храма в деревне Педулас. 


Музыкальный тембр острова (часть 2)

Пидкьявли на фреске храма Архангела Михаила в деревне Педулас. Справа изображены пастухи, играющие на пидкьявли. (Αρχάγγελος Μιχαήλ, Πεδουλάς: Βοσκοί με ποιμενικό αυλό, λεπτομέρεια από τοιχογραφία της Γέννησης του Χριστού.) Фото Ирины Галкиной.

Название το πιδκιάβλι, по одной из версий, получено из составного слова pediavlos = ребенок и флейта, возможно потому, что пастухами чаще всего были юноши. Пидкьявли не получило статус профессионального музыкального инструмента, исполнители не умели читать ноты, в старину не было особого метода для освоения инструмента. Каждый был самоучкой, проходил весь путь проб и ошибок от изготовления инструмента до вершин исполнительского мастерства. Тростник (to kαλάμι) для кипрской свирели нужно было искать у реки и срезать именно зимой, в декабре, и только в полнолуние. В это время земля поглощает соки растений, они становятся сухие и меньше подвержены гнили и вредным насекомым. Потом тростник необходимо просушить на солнце. Острым ножом сделать на определенном расстоянии шесть отверстий на одной стороне и одно на противоположной.


Музыкальный тембр острова (часть 2)

Пидкьявли – продольная флейта. Фото Ирины Галкиной

Если стенки тростника толстые, то звук пидкьявли будет басовый, а если тонкие – то высокий и серебристый.

Кипрский народный музыкальный инструмент пидкьявли (το πιδκιάβλι или το πιθκιάβλι) — вид продольной флейты, по традиции изготавливается из тростника. Высота звука зависит от диаметра и толщины стенок тростника. Для сохранения традиции каждый год в Ларнаке во время празднования Катаклизмоса проводят конкурс исполнителей на пидкьявли. В данном видео участник конкурса исполнителей 2014 года Харалампос Харалампус исполняет мелодии поочередно на двух разных флейтах. Автор видео: Αντρέας Λάρκος

Мундштук вырезали из лаврового дерева и скрепляли пчелиным воском. Это самый сложный и кропотливый момент в изготовлении. Именно на этой стадии решается вопрос красоты и чистоты тембра. Пастух «с хорошим ухом» настраивал пидкьявли так, чтобы звучание тонов колокольчиков на шее овец и коров вместе с флейтой создавали гармонию. Скорее всего, основы музыкальной психотерапии были заложены именно пастухами: играя простые мелодии, они не только приятно проводили часы, но и успокаивали стадо. 

Любимый инструмент украшали выгравированными узорами или обтягивали кожей змеи, так как считалось, что она защищает инструмент от растрескивания и разрушения, а того, кто на нем играет, от злых духов. 

Участник конкурса исполнителей 2014 года Кемаль исполняет наигрыши на пидкьявли, обтянутом кожей змеи. Автор видео: Αντρέας Λάρκος

Неограниченное свободное время и одиночество позволяли пастуху во время одной работы осваивать и вторую профессию – музыканта-исполнителя. Многочасовые «репетиции», поиски своих неповторимых приемов игры давали свой результат. Обычно на кипрской флейте можно извлечь восемь звуков, но мастера умудрялись добиться одиннадцати. Пидкьявли в умелых руках «пела» по-разному на рассвете и закате. Научившись играть любимые мелодии Кипра, исполнитель придумывал свои индивидуальные «переливы», «переходы», создавая красивые импровизации на темы — таксимья (τa ταξίμια). Были и виртуозы, которые умудрялись играть одновременно на двух флейтах, держа их под острым углом во рту. При всех стараниях, пидкьявли не суждено было сделать карьеру академического музыкального инструмента. В профессиональный симфонический оркестр его не взяли не только из-за ограниченного диапазона, но и по причине индивидуального строя каждого инструмента.

Зато мастерство игры пастуха высоко ценили сельчане. «Какая свадьба без….» (перефразируем) пидкьявли…, как и любой праздник — без танца. Правда для синхронного движения нужна была еще и энергия ритма. Пара «тамбучья – пидкьявли» становилась великолепным ансамблем и многие годы неплохо зарабатывала на сельских гуляньях. Вплоть до конца 19 века у нее не было конкурентов. 

Продолжение следует.

Ирина ГАЛКИНА
Кандидат искусствоведения

  • Источник

    You may also like

    Leave a Comment