Home Вестник Кипра Музыкальный тембр острова (часть 3)

Музыкальный тембр острова (часть 3)

by

У каждого народа есть своя звуковая краска, национальный музыкальный символ этноса: русская балалайка, шотландская волынка, испанские кастаньеты, итальянская мандолина… Мы уже рассказали о таких кипрских музыкальных инструментах, как тамбучья и пидкьявли. Искусствовед Ирина Галкина продолжает знакомить читателей с музыкальным тембром Кипра.

Скрипка

По одной из версий сладкоголосая скрипка оказалась на кипрской земле в Венецианский период. По другой – её привез сербский скрипач Яннис Сербос в конце 19 века.


Музыкальный тембр острова (часть 3)

Скрипка-виоли. Фото Ирины Галкиной

Подобно греческому мифу о сиренах, услышав которых люди теряли память, киприоты, после звуков скрипки почти забыли о своих коренных музыкальных инструментах. Ну разве могло пидкьявли конкурировать со скрипкой, у которой большой диапазон, неограниченные виртуозные возможности и огромный опыт исполнения сложнейшей музыки. Виоли (to violi) — так ее ласково стали называть на итальянский манер — очаровала киприотов. Справедливо отметить, что иммигрантка не сидела «сложа смычок»: она очень быстро освоила весь песенно-танцевальный репертуар медного острова. А это немало. Одна только свадьба на Кипре праздновалась три дня, и все это время звучали десятки песенных и танцевальных мелодий. Многократные действия в свадебном спектакле (к примеру, прощание невесты и благодарность всем родным, одевание пояса, подписывание на обуви имён незамужних подруг и др.) по канону сопровождались одной той же мелодией для каждого действа, но если родственников было много, то скрипач должен был обладать хорошей фантазией, чтобы исполнение не превратилось в монотонное повторение. Про таких неумех, которые, конечно тоже встречались, даже сложили поговорку: Ότι και να του πω αυτος το βιολί του (Что ему не говори, он все одно свое повторяет упрямо). 

Скрипичные наигрыши. 4 мужских танца. Κυπριακοί ανδρικοί Καρσιλαμάδες. Βιολί: Κυριάκος Κεραυνός. Λαούτο: Β. Χαρίσης. Διεύθυνση: Κυριάκος Κεραυνός. Видео: Kypriaka Vinylia

Сначала виоли играла в ансамбле с себе подобной: две скрипки «пели» одну и ту же мелодию или частями передавали тему от одного инструмента другому. Но вскоре стало понятно, что дело не в количестве скрипок, а в нехватке ударно-ритмического элемента. Виоли «завела знакомство» с местными музыкальными представителями и пригласила в ансамбль тамбучью, и в такой паре они стали выступать на свадьбах и праздниках.

Продолжение следует.

Ирина ГАЛКИНА
Кандидат искусствоведения

  • Источник

    You may also like

    Leave a Comment