Home Вестник Кипра Зачем ходить в храм?

Зачем ходить в храм?

by


Зачем ходить в храм?

В греческом языке, который стал основой христианского богословского лексикона, существует несколько определений церкви. Так, греческое слово το κυριακόν (kyriakon) употребляется по отношению к церковному сооружению, А словом ἡ ἐκκλησία (ekklēsia) — от глагола ἐκκαλέω (ekkaleō), что значит «призывать» — обозначали церковь как собрание людей, призванных Богом к Себе из разных племен, народов, социальных и возрастных групп. Вхождение в это собрание означает решимость вступить на путь духовного возрастания под началом Самого Христа, жизнь на основе веры и любви к Богу и ближним.

Зачем мы приходим в церковь? Зачем ходить в храм, если Бог у меня в душе? Такие вопросы возникают не только у тех, кто впервые сталкивается с верой, но и у тех, кто уже пришел к православию.

ЧТО ТАКОЕ ЦЕРКОВЬ?

Церковь — не человеческое изобретение, не совокупность специалистов, присвоивших себе право быть посредником между Богом и миром. Церковь — это все мы во главе с Богом. Церковь основана Господом Иисусом Христом для того, чтобы люди могли оставаться в единстве с Ним, быть сопричастными иной, Божественной реальности. В Церкви действует Дух Святой, который сошел на апостолов в день Пятидесятницы. Это воздействие продолжается и в наши дни. Оно осуществляется через таинственную (то есть воплощаемую в таинствах, богослужении, общении верующих) сторону бытия Церкви. «Верить в душе» — значит сознательно отлучить себя от канала общения с Богом, дарованного людям самим Богом.

То есть, Церковь не посредник; Церковь — это мы сами. Священное Писание не знает такого явления, как «одинокая вера» или «вера в душе». Христианин — это всегда член общины, собрания верных, принадлежность к которому начинается с Крещения и знаменуется участием в таинствах. Вести активную духовную жизнь исключительно «в душе», без благодатной поддержки, которая дается нам в церковных таинствах, фактически невозможно.

ХРАМ И ЕСТЬ ТО МЕСТО, ГДЕ ЧЕЛОВЕКА НАХОДИТ БОГ

Андрей Кураев так видит ответы на вопросы. Зачем мы ходим в храм? Послушать проповедь? Для этого сегодня можно включить радиоприемник. Помолиться? Молиться можно везде и во всякий час. Более того, таков именно совет апостола: «Непрестанно молитесь». Принести пожертвование? Сегодня сборщиков много и на улицах. Подать поминальную записку? Ее можно передать со знакомыми. Поставить свечку? Так ее можно поставить и перед домашним образом. Так зачем же мы ходим в храм? Более того, некоторые люди говорят, что если они хотят помолиться, то они уходят в лес, к речке или к морю, и там, в Богозданном Храме, им легче ощутить величие Творца и восславить Его. Зачем же, говорят они, нам из бескрайнего Храма заходить под тесные своды храма рукотворного?

Зачем мы чаще всего приходим в храм и обращаемся с мольбой к Богу — хорошо известно. Мы склонны в Боге видеть этакий генератор гуманитарной помощи: «Дай, Господи, нам побольше здоровья, побольше успеха и прибавки к зарплате!…». Слишком часто мы ищем Господа, по присловью святителя Димитрия Ростовского, «не ради Иисуса, а ради хлеба куса». А вот зачем Бог ищет нас? Он хочет у нас что-то забрать? Или дать?

Бог зовет нас к Себе, чтобы что-то вручить нам. Что же? Знание – «Научитесь от Мене»… Дух – «Примите от духа Моего»… Любовь, мир и радость – «Пребудьте в любви Моей… Мир Мой даю вам… Радость Моя в вас да будет…». Христос дает нам и еще нечто немыслимое… «Пребудьте во мне, и Я в вас… Приимите, сие есть кровь Моя за вас изливаемая…». Всего Себя Христос вверяет людям. И Свою божественность, и Свою человечность.

Итак, в храм мы приходим для того, чтобы нечто в нем получить. Храм — это стены, выстроенные вокруг Таинства Причастия. Таинство же состоит в том, что к людям протянута стать «причастниками Божеского естества». Нам дана возможность прикоснуться к той энергии, которую не в силах выработать ни одна электростанция в мире.

Бог искал нас. И нашел. Нам же просто надо пойти и встать в такое место, где Бог ближе всего подходит к людям, в такое место, где Он самые небывалые Дары раздает людям. Если Чашу с причастием Христос подает нам через Царские врата храма, стоит ли нам отворачиваться от этого и говорить «Бог у меня и так в душе»?

ИСТОРИЯ ОБ УГОЛЬКЕ И КАМИНЕ

Как-то прихожанин вдруг перестал ходить в храм. Через пару недель наставник решил его навестить. Был холодный вечер, его ученик был дома один — сидел у камина.

Пытаясь угадать, зачем пришел наставник, он пригласил его пройти в комнату, усадил в кресло рядом с камином и стал ждать. Тот уселся поудобнее, но так ничего и не сказал — молча смотрел, как горят поленья, потом взял в руки кочергу, вытащил из пламени горящий уголек, положил рядом с очагом и снова вернулся на свое место, не сказав ни слова. Ученик заворожено наблюдал за происходящим. Уголек горел уже не так сильно, и вдруг, ярко вспыхнув, совсем погас.

Так они и просидели молча. А перед тем, как уйти, наставник поднял холодный, мертвый уголек и бросил его обратно в огонь. И он тут же снова разгорелся вместе с другими угольками. Провожая наставника, ученик сказал: «Спасибо, что пришли, и особенно — за вашу пламенную проповедь. Увидимся завтра в храме».

Мы нужны друг другу, чтобы поддерживать друг в друге огонь — как во время крестного хода на Пасху: батюшка выносит нам из алтаря Свет Христова Воскресения, и мы передаем его друг другу из рук в руки. Этот огонь мы получаем в общине и выходим с ним на улицу. Иногда там спокойно и тепло, иногда — ветрено и холодно. Порой ветры жизни задувают наше пламя, и, если рядом никого нет, некому снова его зажечь. Как трудно бывает не дать погасить в себе искру веры и надежды!

ЛИЧНАЯ И СОБОРНАЯ МОЛИТВА

Чтобы понять различие между соборной и личной молитвой, представьте себе большую семью из десяти человек, члены которой хотят непременно устроить семейный обед. Зачем? Ведь гораздо комфортнее поесть тогда, когда каждому удобно, и не ждать, пока соберутся все. Но они почему-то все равно хотя бы иногда стараются собраться вместе за общим столом. Вот так и с частной и общей молитвой: когда мы собираемся на общую молитву, мы чувствуем единство, которое невозможно ощутить в одиночку.

В соборной молитве мы по-иному сонастраиваемся и молимся не только о самих себе, но и об этих людях, с которыми мы связаны, которых любим. Да, у каждого своя проблема, но приходим мы все же именно ради этого единства.

Здесь важен еще один момент: мы начинаем молиться тогда, когда перестаем осуждать. Если мы стоим на службе и думаем, сколько стоит облачение священника или почему в храме собирают пожертвования, от такой нашей «молитвы» не будет никакого толка. Самый простой способ преодолеть отстраненность и усталость от молитвы — смотреть на нее как на возможность устранить внутренний разлад и уловить правильную тональность отношений между вами и Богом. Церковная молитва позволяет приобщиться к пространству, в котором божественное переживается более остро, более реально.

Каждое богослужение — это событие. Поэтому в храмах всегда будет живая молитва. Главное здесь — присутствие. Настоящая молитва рождает в нас благостное, радостное ощущение близости и присутствия Бога именно здесь и сейчас.


Зачем ходить в храм?

Елена Черкасова: Троицкая вечерня

КАКАЯ ЕЩЕ ЗАДАЧА СВЯЩЕННИКА?

Как сопоставить земную Церковь, которую мы сегодня видим, с Небом, с Евангелием, с христианскими заповедями? Как понять, почему служба идет два-три часа и на славянском языке, к чему все эти священнические облачения, почему нужно в колокола бить и кадить храм… Какое это имеет отношение к благодати Божией? Для современного человека, выросшего вне контекста христианской культуры, все это непонятно.

Это нельзя понять вне Церкви, оставаясь вне ее, будучи лишь сторонним наблюдателем. Когда человек входит в Церковь, очень важно помочь ему разобраться во всем этом, рассказать о церковных таинствах и о многом другом. Важно научиться общаться с Богом и взрослым, и детям. Мы, зачастую, не обладаем навыками и достаточными знаниями, священнослужители могут помочь ответить нам на наши вопросы.

ЧТО МОЖНО УВИДЕТЬ В ЦЕРКВИ? ГДЕ ЗДЕСЬ ХРИСТОС?

Нередко люди смущаются от того, с чем они сталкиваются, приходя в храм. Они ожидают увидеть совершенно иную жизнь, чем то, что их окружает в мире, ощутить какую-то особую атмосферу, любовь и чистоту, а вместо этого могут нарваться на хамство, услышать замечания в свой адрес. Кого-то возмущает, что в храме продают свечи, берут деньги за требы. С церковью связано много разных суеверий. Где же тут Христос?

Очень хорошо ответил на этот вопрос один известный московский священник, Владимиром Воробьев. Он сравнил Церковь с Голгофой. Голгофа обычно воспринимается как образ страданий. Это, конечно, так. Но посмотрите, что из себя представляло это место во время распятия Христова. На Голгофе были собраны вместе самые разные люди: и разбойники, и воины, и фарисеи… И могло показаться, что Христа там нет. Даже ученики Христовы тогда испугались, засомневались, убежали. Но именно здесь, в этом самом страшном месте и был Христос. Христос распятый, поруганный, замученный. И именно здесь, на этом месте казни были Силы Небесные. Здесь были Божия Матерь, апостол Иоанн Богослов, женымироносицы. Но понять, узнать это присутствие Божие было очень трудно.

Вот и сегодня, приходя в Церковь, не нужно искать в ней сектантскую организованность и порядок. Прийти к Богу — дело нелегкое и не очень-то быстрое. Для этого нужно очень серьезно за себя взяться. Нужен подвиг, а не только энтузиазм.

В нашей жизни сейчас чего только нет! И все это уже давно ворвалось в земную жизнь Церкви: и коммерческие интересы, и человеческое хамство, и грубость, и отсутствие любви, и тщеславие, и властолюбие, и карьеризм.
Увидеть за всем этим Христа — очень нелегко. Задача священника и современного миссионера заключается прежде всего в том, чтобы помочь вошедшим в храм увидеть там Христа, т.е. за всей обычной человеческой суетой, в контексте труднопонимаемых для вновь пришедшего человека языка многовековых традиций и обрядов, услышать слово Христово, ощутить любовь Христову, почувствовать таинственное веяние благодати Божией. И это того стоит, потому что результатом такого духовного подвига станет ни с чем не сравнимое ощущение присутствия Божьего, духовного единения с ближними, воссоединение с Тем, кто является источником жизни, обретение подлинного счастья.

Благодарим журнал «Фома» foma.ru за предоставленные материалы.


Зачем ходить в храм?

  • Источник

    You may also like

    Leave a Comment