Home Вестник Кипра Архиепископ Киприан: национальный герой и истинный верующий

Архиепископ Киприан: национальный герой и истинный верующий

by


Архиепископ Киприан: национальный герой и истинный верующий

Памятник архиепископу Киприану рядом с архиепископством в Никосии, фото cyprus-mail.com

9 июля исполнилось ровно 200 лет со дня казни архиепископа Кипрского Киприана, которого османские власти обвинили в пособничестве греческим повстанцам, начавшим ранее в 1821 году борьбу за независимость своей страны от турок. Как жил и чем известен этот служитель церкви?

9 июля 1821 года османские правители острова казнили 486 киприотов, среди которых был и архиепископ Киприан, при всем народе повешенный на дереве. Вместе с ним казнили епископов Пафоса, Китиона и Кирении, которым отрубили головы. В течение нескольких дней после этого мрачного события остров был погружен в хаос. Четыре тысячи османских солдат прибыли из Палестины в мае того года, и Кипр находился в их полной власти. Они грабили церкви и терроризировали население. Школы были закрыты и больше не открывались еще долгое время. Большинство крупных торговцев, которых миновала казнь, в спешке бежали с Кипра, их имущество было конфисковано. «До конца 1820-х годов Кипр как будто оставался парализованным от ужаса того жертвоприношения, что произошло 9 июля», — пишут исследователи Пасхалис Китромилидис и Константинос Цукалас в своей книге The Greek Revolution: A Critical Dictionary.

С годами архиепископ Киприан стал чем-то вроде символа, особенно после публикации в 1911 году поэмы кипрского поэта Василиса Михаилидиса «9 июля 1821 года», которая внесла огромный вклад в формирование легендарного образа национального героя. «Владыке лучше кровь пролить, чем лить народа крови», — говорит в поэме Киприан турку-киприоту Кёроглу, который предлагает ему организовать побег. Ведь пожертвовать собой на благо своей паствы и подобает истинному мученику. «Я не верю, что существовал киприот, даже если он был совершенно неграмотным, который не мог бы прочитать часть поэмы или даже всю поэму наизусть», — говорит Петрос Папаполивиу, доцент Университета Кипра. Но кем на самом деле был казненный архиепископ? И какова была его роль в греческой революции?

Киприан родился в 1756 году. Он был очень разносторонним человеком, весьма образованным для своего времени, говорит Папаполивиу, в то время как Пасхалис Китромилидис называет его «выдающимся представителем эпохи религиозного просвещения». Он много лет прожил за границей, в Валахии, и был очень культурным и утонченным человеком. С 1810 года, когда Киприан стал архиепископом, ему удалось основать две весьма прогрессивные для своего времени средние школы, одна из которых впоследствии стала известна как Всекипрская гимназия. Школы ставили своей целью не только давать зачатки духовного образования, что можно было бы ожидать от церковных учебных заведений, но и старались привить своим ученикам любовь к торговле. Самым талантливым предоставлялась стипендия на обучение в университете Смирны или в высшей школы Константинопольского патриархата в Стамбуле. В то же время, Киприан был активным противником масонства и пытался победить саранчу молитвами и крестным ходами (хотя и делал это с гораздо меньшим рвением, чем некоторые его коллеги).


Архиепископ Киприан: национальный герой и истинный верующий

Слева: Архиепископ Киприан, справа: казнь архиепископа Киприана и епископов Пафоса, Китиона и Кирении. Источник: cyprus-mail.com

Когда речь заходит о событиях 1821 года, отмечает Папаполивиу, возникает большой вопрос, мог ли Киприан и Кипр в целом играть более активную роль в греческом восстании? Знал ли он о планах заговорщиков? Из проектов, составленных в 1820 году тайной организацией «Филики Этерия», стоявшей за подготовкой греческой войны за независимость, ясно, что Кипр должен был сыграть в восстании свою роль. Вряд ли могло быть иначе, учитывая то влияние, которым обладала здесь православная церковь. Цитируя британского историка сэра Гарри Люка и его книгу «Кипр при турках (1571-1878)»: «Благодаря удивительному повороту судьбы архиепископ Кипра, роль которого была заново создана турками после 300 лет бездействия, в течение XVII и XVIII веков обеспечил себе верховную власть над островом и в определенный период обладал влиянием, большим, чем у самого турецкого паши».

Греческие революционеры действительно обратились к Киприану. Однако именно здесь версии ученых начинают заметно отличаться. Китромилидис в своей книге пишет, что архиепископу предложили присоединиться к «Филики этерия», но он отклонил просьбу общества, пообещав ему только финансовую поддержку. Папаполивиу, однако, считает, что никогда не было и речи о том, чтобы Кипр присоединялся к настоящей революции, из-за своего географического положения. От острова требовалась только финансовая поддержка, хотя, конечно, отдельные добровольцы из числа греков-киприотов и пересекали Эгейское море, чтобы присоединиться к борьбе. Существует даже теория, согласно которой казни 9 июля не были напрямую связаны с греческой борьбой за независимость. Якобы, убийство архиепископа Киприана было вызвано желанием османов ограничить его политическую власть и заменить его подходящим преемником, хотя это совершенно не объясняет, почему вместе с ним было убито так много других жителей, как мирян, так и духовенства.

Казнь

Как бы то ни было, поводом для казни стал приезд в Ларнаку в апреле 1821 года архимандрита Феофила Тисевса, пламенного священнослужителя и родственника архиепископа, который позже участвовал в войне за независимость. Феофил распространял брошюры, призывающие население к восстанию, что привело в ярость Кучука Мехмета, османского губернатора острова, которого современники, например, английский путешественник Джон Карн, описывали как грубого человека, «лишенного хороших манер, которые обычно встречаются у высокопоставленных османских чиновников».

Другими словами, Киприан не сделал ничего, что могло бы напрямую спровоцировать его печальную судьбу. Верно и то, что в течение двух месяцев, остававшихся ему, он не делал ничего, чтобы попытаться избежать гибели. Турок-киприот Кёроглу из поэмы Михаилидиса это выдуманный персонаж, но, безусловно, есть доказательства того, что архиепископ мог избежать казни, отрекшись от веры или просто сбежав с острова. Он отказался, и главным текстом его жизни стало окружное послание от 16 мая, в котором он призывал паству к спокойствию и вере в Бога. Его стоическая выдержка произвела впечатление на Джона Карна, который хвалил Киприана как «выдающегося ученого, верующего, непоколебимого и стойкого человека».


Архиепископ Киприан: национальный герой и истинный верующий

Мавзолей архиепископа Киприана возле церкви Фанеромени в старой Никосии. Фото: cyprus-mail.com

Киприан навсегда стал символом, но то, что он символизировал, меняется со временем. «В течение многих лет, — говорит Папаполивиу, — доминирующей идеей была идея жертвы, то есть пассивной позиции киприотов по отношению к завоевателям». Позже, примерно с 1930 года, когда во дворе церкви Фанеромени в Никосии для останков Киприана построили мавзолей, акценты в его истории были расставлены иначе. Он стал не просто пассивной жертвой режима, а героем революции. Это почитание достигло своего пика в годы национально-освободительной борьбы с британским господством. Теперь, когда позади 200 лет, а призывы к канонизации архиепископа Киприана набирают обороты, можно меньше сосредоточиться на легендарном и больше на реальном, то есть на фактах его жизни и на реальной исторической личности этого незаурядного человека, многогранного церковно-общественного деятеля, который никогда не хотел и не ожидал того, что станет мучеником, но, когда жизнь предложила ему такую возможность, принял ее с достоинством.

  • Источник

    You may also like

    Leave a Comment