Фото polignosi.com

Международный аэропорт Никосии в дни турецкого вторжения стал настоящим полем битвы и яблоком раздора между воюющими сторонами. Что происходило в дни операции «Аттила» в этом месте столицы?

Последний коммерческий рейс

15 июля 1974 года на Кипре произошел переворот. Аэропорт Никосии вместе со всеми государственными зданиями оказался захвачен армией. Он оставался закрыт до 18 июля, а когда открылся, то сотни туристов устремились туда, чтобы поскорее улететь из страны, охваченной гражданскими столкновениями.

Последний коммерческий рейс прилетел в Никосию рано утром 20 июля, это был рейс Кипрских авиалиний CY317, который осуществлял маршрут Лондон-Рим-Никосия. Командиром воздушного судна был Адамос Марнерос. На борту было 10 человек: одна греко-кипрская и одна турко-кипрская семья. Марнерос накануне вылета узнал из новостей о том, что турецкие войска загружаются на военные корабли. Подозревая недоброе, он запросил у Никосии отмены рейса, но ему никто не ответил. Поэтому 19 июля в 20:10 по лондонскому времени самолет вылетел из Лондона в Рим, где снова попытался связаться с авиакомпанией, но ему сообщили, что ситуация на острове нормальная. В 00:30 он вылетает из Рима в Никосию.

Приближаясь к Кипру, Марнерос замечает на радаре пять точек — турецкие военные корабли, вышедшие из Антальи на Керинию. Он сразу же просит разрешения пролететь над Никосией в сторону Фамагусты, чтобы зафиксировать движение кораблей с востока острова. На радаре ему отчетливо видно весь турецкий флот, идущий к Кипру. Местоположение всех кораблей он отмечает на карте, которую затем передаст кипрской полиции. По радиосвязи он информирует военную администрацию Керинии о приближающейся опасности, но ему отвечают, что все под контролем. В 04:00, за полтора часа до турецкого вторжения, его самолет приземляется в аэропорту Никосии. Еще до того, как Адамос Марнерос покинул здание аэропорта, он стал свидетелем того, как небо над Кипром наполнилось турецкими десантниками.

Операция «Ника»

В следующие недели вплоть до 16 августа аэропорт Никосии из-за своего огромного стратегического значения превратился в поле битвы. Первые столкновения произошли в ночь между 21 и 22 июля и имели трагичный характер. Пятнадцать греческих военно-транспортных самолетов Nord Noratlas вылетели из Суды на Крите, чтобы доставить на Кипр первый батальон сил специального назначения, которым была поставлена цель защищать аэропорт Никосии.

Операция получила название «Ника», а по итогам турецкого вторжения ее неофициально прозвали «миссией самоубийц». Самолеты должны были лететь близко к поверхности воды, чтобы не быть замеченными неприятелем, и приземляться в темноте. Эскадрилья благополучно достигла острова, но уже над Кипром по ней открыли огонь свои же — кипрская Национальная гвардия, которую никто не предупредил о приближении подкрепления. Был сбит самолет «Ника 4», все, кто были на борту, кроме одного военного, погибли.

Битва за аэропорт

Остальные командос смогли благополучно высадиться и 23-24 июля, при поддержке Национальной гвардии, дали бой туркам, противостоя целому полку. Благодаря их самоотверженности и смелости турки не смогут захватить аэропорт Никосии, но тот после окончания боевых действия попадет в буферную зону.

  • Источник