Мы уже писали о том, что богатая углеводородами часть Восточного Средиземноморья стала яблоком раздора для желающих получить свой «кусок пирога».
Кроме Анкары, Афин и Никосии, у которых и без того достаточно причин для разногласий, включились такие страны как США, Великобритания, Италия, Франция, Израиль, Египет и Ливан.
Против Турции, которая имеет не меньше прав претендовать на средиземноморские газ и нефть, образовались 3 фронта: первый — это Израиль, Греция и Кипр, второй — Ливан, Греция и Кипр и третий — Египет, Греция и Кипр. Все эти страны, за исключением Турции, уже разделили шельф и начертили морские границы на бумаге, заключив договоры о проведении морских границ. Естественно, Анкара не признает ни один из этих договоров, как и поделенные границы средиземноморского шельфа.
Напомним, что в 2011 году на кипрском шельфе было открыто месторождение Афродита, которое по оценкам специалистов обладает запасом газа в количестве 230 миллиардами кубометров. Близкие по количеству запасов газа — месторождения Левиафан и Тамар, которыми согласно договору владеет Израиль, а также египетский Зохр.
В разработке средиземноморского шельфа принимают участие компании Noble Energy, Total, Eni и ExxonMobil.
2020 год сулил реализацию серьезных планов по бурению, только в кипрских водах на шельфе Афродита было запланировано 9 бурений. Но чем активнее реализовывались планы, тем острее становился давно тлеющий конфликт Кипра и Турции. Мы писали о мнении экс-министра торговли, промышленности и туризма Кипра Никоса Роландиса, который предостерегал руководство страны от решительных действий на кипрском шельфе, вызывающие раздражение северного соседа. Со слов Роландиса: «Если Турция вступит с нами в открытый военный конфликт, то кто за нас заступится… Боюсь, что никто…»
Но мало кто слушал экс-министра, поэтому Турция уже открыто говорила, что будет вынуждена отвоевывать свое право на разработку углеводородов.
Казалось, что могло бы помешать разгорающемуся конфликту? Страсти были накалены до предела, но уступать никто не хотел. И вот, совсем микроскопический вирус, родившийся в Китае и переметнувшийся на остальной мир, «спасает» ситуацию в Восточном Средиземноморье от открытого военного конфликта. Внимание руководства всех стран сосредоточено на борьбе с пандемией COVID-19, а сильнейшее за последние 30 лет падение цен на нефть меняет планы таких компаний-гигантов, как Noble Energy, Total, Eni и ExxonMobil.
Компания Eni уже сообщила, что сворачивает все свои энергетические проекты на Ближнем Востоке…
Фото: mignews.com