Home Вестник Кипра Проект по добыче газа: риски и перспективы

Проект по добыче газа: риски и перспективы

by


Проект по добыче газа: риски и перспективы

Фото freepik.com

Планы Кипра по добыче газа в последнее время приковывают пристальное внимание многих аналитиков и изданий. Видимо, сказывается тот факт, что воплощение проекта в жизнь становится все ближе. Своим мнением о том, как обстоят дела с добычей газа, делится профессор Чарльз Эллинас, старший научный сотрудник Глобального энергетического центра Атлантического Совета.

После весьма спорного тендерного процесса в 2019 году проект с бюджетом в 290 млн евро по созданию инфраструктуры для добычи сжиженного природного газа (СПГ) был передан консорциуму, возглавляемому China Petroleum Pipeline Engineering Company (CPPE) ― компанией по строительству трубопроводов, ранее не имевшей опыта в подобных проектах. С тех пор Кипр, по мнению Эллинаса, сталкивается с проблемами и задержками, кульминацией которых стала смена всего правления Государственной газовой компании Кипра (DEFA) в ноябре 2021 года, а также встреча в Президентском дворце 21 января, в конце которой Никос Анастасиадис «не смог скрыть своих опасений, призвав ускорить реализацию проекта».

Проблемы

Проект начал сталкиваться с проблемами с момента завершения тендера в 2019 году. В «шорт-лист» тогда попали три консорциума, возглавляемые CPPE, Samsung и European Consortium. В августе 2019 года победителем тендера была объявлена CPPE. Уже тогда у многих возникли претензии к тому, что столь крупный тендер фактически был присужден одному участнику на основе единого финансового предложения без ценовой конкуренции. Однако все возмущения были проигнорированы. Проблема в том, что CPPE не имеет реального опыта работы на терминалах по импорту и регазификации СПГ, в то время как два других претендента были опытными компаниями в мировой индустрии сжиженного природного газа. Генеральный аудитор также выявил множество нарушений, связанных с процессом оценки тендера, однако его замечания остались без ответа. Вдобавок ко всему, DEFA получила десятилетнюю монополию на распределение и торговлю газом на Кипре, подавляя любую конкуренцию.

Проект

Проект по созданию инфраструктуры стартовал в декабре 2019 года с подписанием контракта между DEFA и CPPE. Намеченной датой завершения работ был конец 2021 года. Впоследствии, из-за различных задержек, включая пандемию и проволочки с разрешениями от Европейской комиссии, сроки были перенесены на середину 2022 года. К марту 2021 дата окончания проекта вновь была перенесена ― на конец 2022 года, а к ноябрю 2021 DEFA снова сдвинула ее на «первые несколько месяцев 2023 года». Встреча в Президентском дворце 21 января лишь подтвердила наличие проблем. Участники установили новую дату завершения работ ― июль 2023 года. Однако практически никто в отрасли не верит, что проект завершится в установленный срок. По итогам встречи Президент признал, что «задержки, возникшие в процессе реализации проекта, имеют соответствующие финансовые последствия для граждан и для экономики страны в целом».

Безусловно, пандемия повлияла на задержку начала работ и их перенос на сентябрь 2020 года. Однако очевидно, что сваливать всю вину на COVID-19 тоже нельзя. Само по себе это не оправдывает непрерывный поток проблем, а также не дает никакой уверенности в том, что DEFA и ее подрядчик реально контролируют выполнение проекта и затраты на него. Как пишет Эллинас, «работы едва ли будут завершены до конца 2024 года». Отсутствие у CPPE опыта в таких проектах, по-видимому, остается одним из факторов, способствующих этому.

Но дело не только в нехватке опыта. Отсрочка проекта таит в себе финансовые последствия, а предполагаемый перерасход средств составляет уже около 100 млн евро ― как из-за срыва графика, так и из-за роста затрат на материалы и оборудование и проблем с поставками. В результате общая капитальная стоимость проекта приближается к 400 млн евро. В дополнение к этому, по-видимому, существуют определенные разногласия между CPPE и подрядчиком в отношении выполнения проекта, что последний признал в недавнем интервью.

Основные проблемы проекта связаны с преобразованием газовоза Galea в полноценную плавучую регазификационную установку «Прометей», задержкой со строительством причала в Василико и других объектов, необходимых для управления поставками СПГ. Ходят разговоры о том, что даже строительный проект причала сталкивается с проблемами, поскольку CPPE неоднократно приходилось менять проектировщиков. Отсутствие прозрачности в принимаемых решениях также продолжается. В конце ноября все правление DEFA было отправлено в отставку без каких-либо объяснений. Учитывая заявленную важность этого проекта и роль DEFA в нем, а также роль организации в будущем газораспределения и торговли на острове, это вызывает серьезную озабоченность. «Каковы причины и есть ли уверенность в том, что они будут преодолены? Если подрядчик сталкивается с такими серьезными проблемами, как они будут решаться? Удастся ли сохранить контроль над графиком и затратами? И кто будет нести ответственность?», ― задается вопросами аналитик.

Последствия

До конца прошлого года Государственная газовая компания Кипра заявляла, что данный проект приведет к значительному снижению стоимости энергии на Кипре и принесет колоссальные выгоды окружающей среде и экономике. Но эти заявления так и не были подтверждены исследованиями коммерческой эффективности, а открытые данные и вовсе прямо противоречат им.

Когда в ноябре компанию напрямую спросили, приведет ли импорт СПГ к снижению цен на электроэнергию на 25%, как утверждалось в 2019 году, DEFA изменила свою позицию. Теперь суть ответа заключалась в том, что из-за высоких цен на нефть и квот на выбросы «мы не в состоянии проводить такие оценки». Это, мягко говоря, далеко от заявлений о снижении цен на электроэнергию на четверть.

Также ранее утверждалось, что импорт СПГ будет способствовать росту использования возобновляемых источников энергии, но и это, в конечном счете, звучит сомнительно. Чем больше будет возобновляемых источников энергии, тем меньше газа потребуется Электрической компании Кипра (ЕАС). При этом затраты на проект по добыче и импорту СПГ все еще должны быть возмещены, но при меньших объемах газа, чем планировалось изначально. В результате удельная стоимость газа для EAC увеличится. Это будет препятствовать росту доли возобновляемых источников энергии. Добавим к этому потенциальный перерасход средств на проект в размере 100 млн евро. Получается, что EAC дорого заплатит за этот газ, что, в конечном итоге, повлияет на цены на электроэнергию. Необходимость возмещения затрат также станет сдерживающим фактором для доставки газа с месторождения Афродита на остров по трубопроводу, даже если это окажется коммерчески выгодным, так как увеличение объемов газа на рынке приведет к падению цены.

В отсутствие достоверной информации только время покажет, насколько серьезны все эти проблемы. Но, к сожалению, время не на нашей стороне, а цены на энергоносители стремительно растут в ущерб кипрским потребителям, у которых нет иного выбора, кроме как оплачивать свои счета. «Кипр рискует оказаться втянутым в дорогостоящее предприятие, по крайней мере, на ближайшие десять лет. Это не только замедлит развитие промышленности, но и станет долгосрочным бременем для экономики страны», заключает эксперт.

Источник

You may also like