Home Сyplive «… смысл молитвы в том, чтобы прежде всего преобразился наш собственный ум»

«… смысл молитвы в том, чтобы прежде всего преобразился наш собственный ум»

by

«… смысл молитвы в том, чтобы прежде всего преобразился наш собственный ум»

Не сдержать распахнутыми руками ветра, не остановить одним своим желанием грозных порывов бури. Так и силой лишь ума своего не удержать ветра помыслов. Они слушаются Смиренного, Который сказал: «Умолкни, перестань». «И ветер утих, и сделалась великая тишина» (Мк. 4: 39). А чтобы так было и в нашей жизни, надо плыть с Ним в одной ладье, совершать течение жизни так, как Он просит, и Его Самого смиренно просить: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». В тексте Евангелия – глубокая мудрость. От гордыни, некогда вторгшейся в мир, воздвиглись бури и злые стихии, но вот явился Смиренный – и всё подчинилось Ему.

Один брат спросил авву Пимена Великого, как бороться с восстающими помыслами. Старец ответил: «Это дело подобно тому, как если бы у человека в левой руке был огонь, а в правой – чаша с водой. Если запылает огонь, то он берет из чаши воду и гасит огонь. Огонь – это внушения врага, а вода – усердная молитва перед Богом».

Кто дал человеку ум – к Тому и обращай свой ум. Кто насадил в тебе разум – к Тому возводи свой мысленный взор. Ибо самостоятельно очистить ум не сможешь.

Молния, блеснув на востоке, бывает видна даже до запада. И луч восходящего Солнца во мгновение ока озаряет лицо земли. Так добрая, чистая мысль способна озарить нашу жизнь. Ибо нет ничего быстрее мысли. Молитва – та же мысль, только обращенная к Богу.

Неужели мы думаем, что молитва – поклоны без мысли и чувства, как бы бездушное действие тела? Неужели молитва – машинальное крестное знамение, без чувства и смысла, как бы условный рефлекс? Неужели молитва – текст сам по себе, без ясного для нас содержания? – Нет! Молитва – мысль, воспаряющая к Небесам, чистая к Наичистейшему. Молитва – теплое воздыхание сердца, с мыслью живой и легкой.

Вот Моисей и народ, они отважились на исход. Впереди Красное море, волны бьются о берег. А позади – колесницы отборные, ярость египтян безмерна, настрой их решителен. Израильтяне в отчаянии: «Разве нет гробов в Египте, что ты привел нас умирать в пустыне?» (Исх. 14: 11). Моисей пытается успокоить народ. А затем Сам Бог обращается к Моисею: «Что ты вопиешь ко Мне?» (Исх. 14: 15). Но Моисей не открывал своих уст, воздух не оглашался громогласной молитвой. Вопияло сердце его, а мысль благовонным фимиамом возносилась к Всевышнему. И совершилось чудо – море расступилось, народ прошел как посуху. Молитва умная, напоенная глубоким сердечным чувством, принята Богом – и привычное для законов земли преобразилось в непривычное, ибо восприняло нечто от законов Неба.

Мир меняется там, где ум человека молитвой восходит к единению с Богом. «Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5: 17-18). Природа подчиняется не столько законам физики, сколько Творцу природы, Который и установил законы физики. Но как ты будешь просить Бога о дождях или бездождии, если внутри тебя самого – громы и молнии? Как будет меняться мир, окружающий нас, если не меняется мир внутри нас? И потому смысл молитвы в том, чтобы прежде всего преобразился наш собственный ум.

Источник

You may also like