Home Вестник Кипра Удивительная история Ольги Рауф, одной из первых кипрских художниц

Удивительная история Ольги Рауф, одной из первых кипрских художниц

by


Удивительная история Ольги Рауф, одной из первых кипрских художниц

Фото cyprus-mail.com

Художница русского происхождения Ольга Рауф посетила Кипр в 1925 году, чтобы с помощью местного климата вылечиться от туберкулеза. Остров настолько очаровал ее, что она решила остаться здесь навсегда. Картины и фотографии Ольги ― бесценный источник истории Кипра первой половины ХХ века.

Судьбе художницы и фотографа посвящен материал издания Cyprus Mail.

Жизнь и творчество Ольги Рауф изучает ее внучатая племянница Озлем Унсал. «Я знала ее, когда была ребенком, и она всегда восхищала меня, ― рассказывает Озлем. ― Она была замужем за моим двоюродным дедушкой, доктором Мехметом Рауфом Бодамялизаде. В семье мы называли ее «мадам Йенге», что можно перевести как «мадам невестка». Слово мадам подчеркивало, что она была иностранкой».

Озлем знала, что берется за сложное дело и что придется потратить много времени на исследования. Однако у проекта была хорошая база, так как ее семья сохранила все бумаги и фотографии, принадлежавшие Ольге Рауф, а многие из ее картин все еще находились во владении многочисленных родственников.

«Я часто навещала ее вместе со своей матерью, когда была маленькой, ― вспоминает Озлем. ― Она была уже очень старой и жила в крошечной квартирке в Косключифтлике (квартал в оккупированной части Никосии ― прим. ВК), окруженная любимыми предметами. Там были ее картины, материалы для рисования и удивительная коллекция морских раковин… Когда я приходила, она всегда выбирала одну из них и велела мне поднести раковину поближе к уху, чтобы услышать в ней шум моря. Даже сейчас, когда я слышу этот звук, сразу вспоминаю о ней». Озлем Унсал пришлось потратить месяцы, перебирая груды писем и документов, а также сотни, если не тысячи, фотографий и негативов, сделанных на Кипре в 1920-х и 1930-х годах. Озлем также взяла интервью у тех, кто все еще помнил ее двоюродную бабушку, и провела масштабное онлайн-исследование, чтобы восстановить ее историю. Ей даже удалось разыскать некоторых родственников по линии Ольги в Германии. В результате исследовательнице постепенно удалось воссоздать портрет независимой творческой женщины, чья жизнь тесно переплеталась с судьбой Кипра и чьи картины и фотографии сегодня представляют бесценную часть истории острова.

Стало понятно, что Ольга Рауф ― одна из первых женщин-художниц на Кипре, чьи работы выставлялись в различных галереях на острове, а теперь представлены в одной из ведущих коллекций страны — в Центре изобразительных искусств и исследований (CVAR) в Никосии.

Ольга, урожденная Веркмейстер, появилась на свет в 1893 году в Москве, в семье торговца антиквариатом, немца по национальности, Августа Фридриха Веркмейстера и его жены Марии, которая, скорее всего, была русской. Помимо Ольги, у Веркмейстеров было еще двое детей ― сыновья Владимир и Борис. Родители явно уделяли большое внимание образованию своих детей. В детстве Ольга, и без того свободно владевшая русским и немецким языками, научилась говорить по-английски и по-французски. Она также посещала уроки рисования для девочек. Однако, несмотря на то, что Ольга прекрасно знала несколько европейских языков, она оставалась верна русскому. Большинство ее личных заметок написаны именно на этом языке. «Я перевела их все», ― отмечает Озлем.


Удивительная история Ольги Рауф, одной из первых кипрских художниц

После Первой мировой войны семья Веркмейстер оказалась в Германии, будучи отправленной туда в обмен на русских военнопленных. По архивным фотографиям видно, как с самого начала новой жизни в Германии Ольга была полна решимости продолжить свое художественное образование. Поскольку женщинам разрешили учиться в Мюнхенской академии изящных искусств только в 1921 году, Ольге пришлось осуществлять свою мечту другими способами. «В ее фотоальбоме есть несколько фотографий, на которых она окружена другими молодыми художницами. Они подписаны как «Класс Халлаванья».

Я провела исследование и выяснила, что Эмилия фон Халлаванья действительно была австрийской художницей, которая обучала молодых женщин, не имевших в то время доступа к художественному образованию. Очевидно, что Ольга посещала ее занятия», ― делает вывод Озлем. Ей также удалось обнаружить, что некоторые из работ Ольги уже в наше время продавались на аукционах Германии и что в примечаниях к каталогу она была названа членом одного из ведущих художественных кружков того периода, действовавшего в городе Шваленберг. «Я связалась с экспертом по истории этого места, и он подтвердил мне, что Ольга действительно была частью кружка и училась у художника-импрессиониста Франца Лихта, который был особенно заинтересован в обучении молодых художниц. Более того, Ольга посещала кружок даже после того, как переехала на Кипр и вышла замуж за доктора Бодамялизаде», ― рассказывает Озлем.


Удивительная история Ольги Рауф, одной из первых кипрских художниц

В 1921 году Ольга наконец поступила учиться в Мюнхенскую академию изящных искусств, став одной из ее первых студенток. «Она начала учиться там в очень критический момент, так что, возможно, она также участвовала в борьбе, которую вели женщины в то время. Я не нашла никакого подтверждения этому и не знаю, какие у нее были политические взгляды, но она определенно была в центре всего того, что происходило тогда в Германии», ― отмечает Озлем.

В 1922 году в ее семье случилась трагедия — младший брат Борис умер от туберкулеза. Несколько лет спустя Ольге поставили тот же диагноз. «Именно тогда врачи предложили ей уехать туда, где климат более теплый. Ее родители связались с семьей Классен, своими друзьями из Москвы, которые к тому времени уже жили на Кипре», ― рассказывает Озлем. В то время Классены проживали в одном из старейших домов старой Никосии — особняке XV века, ныне известном как «Дом Лузиньянов», расположенном в квартале Йени-Джами в оккупированной части Никосии. Сегодня в здании находится музей. Старший из семьи Классенов, Август Классен, работал на британскую колониальную администрацию в качестве советника по сельскому хозяйству и эксперта по ткацкой промышленности, поэтому часть их дома служила ткацкой мастерской.

Классены согласились принять дочь своих друзей, а за свое гостеприимство попросили ее преподавать русский язык их сыну Георгу, который впоследствии прославился благодаря научным работам, посвященным флоре Кении. Ольга приехала на Кипр в 1925 году. Она привезла с собой принадлежности для рисования и фотоаппарат и сразу же начала рисовать и фотографировать. Довольно быстро она вошла в местное «общество экспатов» ― группу иностранцев, проживавших на Кипре. Ее стали приглашать на различные мероприятия. На одном из них она познакомилась с элегантным молодым врачом, только что вернувшимся с учебы в Швейцарии ― Мехметом Рауфом Бодамялизаде, наследником одной из самых состоятельных турко-кипрских семей. В 1927 году она вышла за него замуж.


Удивительная история Ольги Рауф, одной из первых кипрских художниц

«Ольга продолжала рисовать и после того, как вышла замуж, ― рассказывает Озлем. ― Своим любимым делом она занималась до середины 1950-х годов, когда ее муж серьезно заболел и оказался парализован». Тогда Ольга целиком и полностью сосредоточилась на том, чтобы заботиться о нем. В 1971 году муж умер, но Ольга уже не вернулась к живописи. К тому времени у нее ослабли глаза и развилась катаракта. Поэтому Ольга открыла для себя новую страсть ― начала собирать морские раковины, став очень серьезным коллекционером. Тогда же она начала путешествовать по всему миру в поисках редчайших образцов для своей коллекции. Она побывала во Французской Полинезии, в Африке, на Сейшельских островах, на берегу Мексиканского залива. «Она выбирала места для путешествий, внимательно изучая журнал National Geographic. Для своих поездок она нашла хорошего спутника — сестру моей матери Ульвию Ратып. Они всюду ездили вместе», ― рассказывает Озлем.

Ольга умерла в 1987 году. Картины из ее квартиры были распределены между членами ее семьи.

«Моя тетя была очень близка с ней, поэтому даже после смерти Ольга оставалась главным героем наших разговоров, — рассказывает Озлем. — И вот однажды тетя начала показывать мне некоторые из их фотографий, писем, открыток, и я сразу всем этим заинтересовалась. Я сказала, что это действительно хороший материал, и что мы должны с этим что-то сделать». Это было перед тем, как Озлем уехала на учебу в Европу, поэтому ее тетя не верила, что племянница вернется на Кипр и возьмется восстанавливать историю Ольги Рауф. Однако Озлем сдержала свое слово.

Исследование об Ольге Рауф имело и практическую сторону ― в ноябре 2021 года в Rustem Bookshop Culture Club, находящемся в оккупированной части Никосии, прошла выставка ее работ. Для презентации был подготовлен каталог на турецком языке, а сейчас готовится его перевод на английский.

Фото cyprus-mail.com

Источник

You may also like