Home Вестник Кипра Великий Пост: диета или подвиг?

Великий Пост: диета или подвиг?

by Cyprus Digest team


Великий Пост: диета или подвиг?

Фото freepik.com

Порядок в своей душе нужно наводить, пока жизнь еще не кончилась. В этом, собственно, и заключается главный смысл Великого Поста. Отказываясь в Великий Пост от мяса, вина и развлечений, верующий человек не совершает великого подвига. Он просто решается пожить без этого хотя бы семь недель, чтобы, наконец, заглянуть в собственную душу.

А там уже не просто пустота – там накопилось много хлама. Как это всегда бывает в хозяйстве с местами, куда мы редко заглядываем. Нужно попытаться разгрести эти греховные завалы, наполнить свою внутреннюю пустоту любовью к Богу и ближнему, просить у Христа помощи в этом неподъемном для человека труде. Только тогда пост станет настоящим духовным подвигом и перестанет быть хотя и полезной для организма, но совершенно бесполезной для души диетой.

Постимся постом приятным

Пост может быть неугоден Господу, молитва не будет Им принята, зов к Богу останется без ответа, если наше благочестие не будет растворено любовью к окружающим нас людям. Замена мяса рыбой в пост объясняется тем, что рыба дешевле мяса, и сэкономленные деньги христианин может отдать тем, кто в них нуждается.

Как говорил святитель Иоанн Златоуст, перейди на более простую, дешевую пищу и употреби средства, высвободившиеся от такой перемены стола, в помощь тем, кто беднее и несчастнее тебя. Это и будет тот приятный Господу пост, к которому призывает христиан Церковь.

…Чтобы прийти в себя

Словосочетание «блудный сын» давно стало именем нарицательным даже среди неверующих. Но далеко не все знают, что к разговору о смысле христианского поста история блудного сына имеет самое непосредственное отношение.

Началу Великого Поста в Церкви предшествуют несколько недель, когда верующие начинают готовить себя ко времени покаяния. Одна из них так и называется – Неделя о блудном сыне. Младший сын из притчи сам ушел от отца. И в этом отлучении оказалась причина всех его бед, проблем и напастей. Ощущение тоски по иной реальности, щемящее чувство, что в этом мире ты – не свой, что духовно ты ушел когда-то в далекую сторону и до сих пор остаешься на чужбине – вот, быть может, главное условие настоящего христианского покаяния. Вернуться домой может лишь тот, кто понял, что ушел из дома. Как сын, ушедший от отца, так и человек своими грехами добровольно отлучает себя от Бога.

Но когда же в притче блудный сын пришел в себя и решил вернуться к оставленному им отцу? Он пришел в себя после того, как испытал недостаток в пище. То есть – после поста, хотя и вынужденного.

А христиане постятся добровольно, не дожидаясь, пока грехи окончательно увлекут их в «страну далече», отнимут все полученные от Бога дары. Поэтому пост в Церкви – это своего рода точка возвращения на оставленную духовную родину и надежное средство для того, чтобы, подобно блудному сыну прийти, наконец, в себя.

Чем дальше мы удаляемся от источника света, тем чаще оступаемся, падаем в грязь и ёпачкаемся. Это, в общем-то, не так уж и страшно – можно ведь умыться, почистить одежду и опять быть в порядке. Но в том и проблема, что увидеть себя грязным в темноте невозможно. Для этого нужно вернуться к свету.

Человек часто не видит своих грехов. И, чем больше мы грешим, тем дальше удаляемся от своего Создателя, рискуя уйти в такую духовную тьму, где уже и непонятно будет, в каком направлении возвращаться.

Бог дает нам свободу уйти от Него, но никогда Он не забывает о своих заблудившихся детях. Мы всегда можем позвать Бога, осознав свою беду и беспомощность. И Господь обязательно ответит на этот зов. Тогда, в этом свете Божией любви мы сможем увидеть, как искалечили и запачкали свою душу, блуждая в темноте своих грехов. В Священной истории такой зов к Богу о помощи всегда сопровождался постом.

Пост рассматривался людьми именно как средство, помогающее восстановить утраченное общение с Богом. Пост для человека – не более чем инструмент. Ослабив тело воздержанием от пищи, мы делаем свою душу более восприимчивой к общению с Богом.

Но если, отказавшись от мяса и молока, человек не обращается к Богу в молитве, не кается в своих грехах, не стремится к соединению с Богом в таинстве Причастия, возникает вопрос – а зачем он приобрел этот инструмент? Подобное отношение к посту можно сравнить с поведением незадачливого астронома-любителя, который много лет трудился, отказывал себе во всем, и наконец купил замечательный телескоп. Он очень им дорожил, сдувал с него пылинки, протирал кусочком замши фирменную оптику, сделал его главным украшением своего кабинета. Но за всю жизнь он так и не догадался направить свой телескоп в сияющее звездами небо. И ни разу не прильнул взором к окуляру, мечтая, чтобы это прекрасное небо к нему приблизилось.

Благодарим журнал «Фома» foma.ru и сайт pravoslavie.ru за предоставленные материалы.

Источник

You may also like

Leave a Comment