Одним из главных святилищ древней Греции была Олимпия. Именно здесь, как утверждали мифы, Зевс одержал победу над своим отцом Кроном. Но главной святыней Олимпа был храм Зевса со статуей бога, изваянной одним из гениальных греческих скульпторов – Фидием. Ученые называют это произведение вехой в развитии искусства скульптуры – оно обогатило традицию новым опытом и новыми приемами. Это произведение искусства – одно из семи чудес древнего мира – имеет большое значение и для Кипра. Подробнее об этом – в статье из архивов* «Вестника Кипра», опубликованной в ВК № 98 14 июня 1997 г.
Переиграли хитроумного отца
Крон, зная, что один из его сыновей восстанет против него, пожирал своих детей, едва те успевали рождаться. Когда наступило время появиться на свет последнему ребенку. Рея – супруга Крона – скрылась на острове Крит и там в пещере тайно родила Зевса. Вместо новорожденного она дала мужу спеленатый камень, который тот проглотил, не заметив обмана. Зевс вырос и принудив Крона выкинуть проглоченных им братьев и сестер – Посейдона, Аида, Геру и других – вместе с ними начал борьбу против отца. Крон призвал титанов, но Зевс поразил их молниями и низверг в мрачную бездну – Тартар. Крон потерпел поражение, а боги-победители воцарились на Олимпе и поделили между собой власть.
Боги и люди
Посейдон стал владыкой морской стихии. Аид получил подземное царство, а власть Зевса распространилась на небо, землю, людей и богов. В память великой победы Зевса над Кроном учреждены Олимпийские празднества. Пять дней продолжались торжественные шествия, жертвоприношения и состязания в честь Зевса. В это время Олимпия оживала, украшались и приводились в порядок храмы и алтари богов, помещения для гостей. Им предоставлялись небольшие помещения, окружавшие двор с колоннадой, в центре которого находился очаг, где поддерживался негасимый «священный огонь Олимпии». Именно здесь по окончании игр устраивался торжественный пир в честь олимпиоников (бытующее у нас название «олимпийцы», скорее всего означает обитатели горы Олимп, т.е. греческие боги).
Священная роща и её обитатели
Олимпийские празднества были одновременно и периодом общегреческой ярмарки. Гости Олимпии могли посещать храмы и приносить жертвы богам на священном участке Альтис, где располагались важ¬нейшие святыни Олимпа. В Альтисе находилось много достопримечательностей. В священной роще стояли статуи героев и победителей Олимпийских игр. Неподалеку располагался алтарь Зевса, где приносили жертвы в честь верховного божества греков, здесь же находился и древний храм Геры – великой супруги Зевса.
Потерянное сокровище
До наших дней дошли рассказы древних авторов о том, как великолепны были храм Зевса Олимпийского и статуя самого божества, над которой великий скульптор работал несколько лет. Археологи, проводившие раскопки в древней Олимпии на месте знаменитого храма нашли множество обломков колонн, статуй, рельефов, украшавших некогда это здание. Но фрагментов великой статуи среди них не обнаружили: ведь в V в. н.э., почти через тысячу лет после того, как статуя была создана, ее, по повелению византийского императора Феодосия II, привезли из Олимпии в Константинополь, где она и погибла во время пожара во дворце. Остались лишь описания статуи и изображения на древних монетах как всей фигуры, так и головы Зевса.
34 колонны дорийского стиля
Храм Зевса Олимпийского находился на центральной площади Альтис. Это была великолепная многоколонная постройка, стоящая на высоком подножии и сделанная, включая и черепицу крыши, из белого мрамора. Его длина составляла 64 метра. Тридцать четыре колонны дорийского стиля окружали величественное здание. Фронтон храма был увенчан позолоченной статуей крылатой богини Нике, а по углам фронтона были расположены бронзовые позолоченные треножники с чашами. Восточный и западный фронтоны украшали скульптуры, изображающие сцены из древних легенд – состязание между героем Пелапсом и царем Эномаем и битву лапифов с кентаврами. Древние сказания о победоносной битве лапифов были особенно близки каждому греку. Храм Зевса был построен вскоре после победы объединенного войска греков над персами, когда исчезла опасность, грозившая свободе и существованию всех греческих городов. На наружных стенах храма были изображения двенадцати подвигов Геракла – сына Зевса и учредителя Олимпийских игр. Все здание святилища было облицовано мраморной штукатуркой, а пол украшала великолепная мозаика.
Десятиметровые бронзовые двери вели в зал, разделенный на три части двойным рядом колонн. В глубине храма высилась огромная статуя Зевса, прославленная как одно из семи чудес древнего мира. Статую скрывал великолепный пурпурный занавес, расшитый ассирийскими узорами. Павсаний пишет, что этот занавес спускался на тонких шнурах на пол (а не поднимался на потолок, как в Артемисионе). Статую Зевса открывали днем лишь в определенные часы. Фидий изобразил Зевса сидящим на великолепном, богато украшенном троне. Верхняя часть торса «царя богов и людей» была обнажена, нижняя – закутана в роскошный плащ. В одной руке Громовержец держал статую Нике, в другой жезл, увенчанный изображением орла — священной птицы Зевса. Венец из масличных ветвей венчал голову божества, концы его повязки падали на плечи Зевса.
Статуя на треть здания
Статуя почти 17-ти метровой высоты занимала около трети внутреннего помещения храма, а голова бога почти касалась потолка. Фидий изваял эту колоссальную статую в так называемой хрисоэлефантинной технике: из сверкающего золота были сделаны одежда, кованый венец, ленты повязки на голове Зевса, а также одежда и победный венок Нике, которую держало божество. Из желтовато-розовой слоновой кости, теплый цвет которой придавал изумительную жизненность изображения Зевса, были сделаны туловище и голова Громовержца и фигура Нике.
Мощь и обаяние
Статуя Зевса поражала не только величием, от нее, как утверждали те, кому посчастливилось увидеть это творение величайшего скульптора древней Греции, исходило необычное обаяние, ощущение покоя, мудрости и доброты. В то же время на всей фигуре Зевса лежал отпечаток божественной мощи. Статуя верховного божества древних греков производила такое неизгладимое впечатление на всех видевших ее, что многие утверждали, будто бы все житейские невзгоды и тревоги, переживаемые человеком, забывались перед прекрасным творением Фидия.
Разговор с богом
Вокруг статуи сложилось много легенд, одна из которых повествует о том, что Фидий, утомленный и обессиленный огромной работой, которую он взял на себя, пришел в храм, когда уже смеркалось. Скульптор долго всматривался в лицо уже законченной и установленной статуи, и затем обратился к ней с вопросом. «Доволен ли ты, Зевс?» И как бы утвердительным ответом Зевса был раздавшийся громовой удар и появившаяся на полу храма глубокая трещина.
Для создания огромной статуи в Олимпии была создана особая мастерская, где трудилось множество людей, ученики Фидия, ювелиры, чеканщики, столяры и плотники. Из наиболее именитых граждан Элиды был создан совет, где обсуждались и принимались проекты, представленные Фидием. А так как изготовление статуи Зевса было связано с использованием большого количества ценностей, то был создан еще один совет из лиц, выдававших эти драгоценности мастерам.
Управлять светом
Из золота и слоновой кости был изготовлен трон Зевса. Рельефы из слоновой кости, золотые изображения богов и богинь украшали высокую спинку, подлокотники и подножия трона. На перекладине тронного кресла скульптор поместил рельефы, изображающие сцены олимпийских состязаний. Среди юношей-участников игр был изображен и любимец Фидия — Пантарх из Элен, победитель одного из состязаний. Нижние стенки трона покрывали рисунки художника Панэна, родственника и помощника Фидия. Ноги Зевса, обутые в золотые сандалии, покоились на скамеечке, украшенной золотыми львами. У ног Громовержца была надпись: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».
Фидий, долго размышлявший над тем, чтобы сосредоточить поток света над всей статуей, остроумно и практично разрешил эту проблему. Он приказал вырубить в темно-синем элевсинском камне, устилавшем пол перед постаментом статуи прямоугольное углубление для бассейна в который был налит состав с оливковым маслом, предохраняющим статую из слоновой кости от сырости. Эта темная маслянистая поверхность жидкости, находящейся к тому же в темном бассейне, прекрасно отражала падающий на нее из дверей поток света. Лучи, отраженные темной, гладкой поверхностью шли вверх и освещали всю великолепную фигуру Зевса. Паломникам, ничего не знавшим об оптическом фокусе, примененном великим Фидием, казалось, что скульптура Зевса сама излучает божественный свет.
Статуя Зевса Олимпийского была вторым чудом древнего мира, созданным греческим гением. Но произведение Фидия не только воспевало величие олимпийских богов. Оно обогатило искусство скульптуры новым опытом и новыми приемами. Работы этого мастера считались в античности непревзойденными.
Сейчас на территории, где некогда располагалась статуя Зевса Олимпийского, находится археологический музей. В нем собраны редчайшие экспонаты: трехметровые фигуры с фронтонов храма, элементы мозаики, части скульптур других божеств, сохранившиеся работы Фидия. Увидеть их может любой желающий. Прикоснуться к истокам – крайне важно для современного человека. Тем более, что теперь и возможностей для путешествий станет больше – паром в Грецию начнет ходить 19 июня.
—
* В разделе «Оцифрованные архивы ВК» публикуются материалы, которые вышли в бумажной версии газеты «Вестник Кипра» в период 1995-2015 гг. Мы приняли решение оцифровать старые архивы и предложить вашему вниманию авторские статьи, которые не «устарели» в плане содержания. Это материалы о культуре, истории, литературе, искусстве – и все они связаны с Кипром. Все материалы раздела читайте по ссылке.