Home Вестник Кипра Валерий Дидюля: «Без музыки человечеству не выжить»

Валерий Дидюля: «Без музыки человечеству не выжить»

by


Валерий Дидюля: «Без музыки человечеству не выжить»

Мягкое кипрское солнце, ощущение размеренности и покоя – таким встретил Кипр своего гостя Валерия Дидюлю – известного гитариста-виртуоза, композитора, аранжировщика, музыкального продюсера и лидера одноименной группы. Приехал Валерий на остров по приглашению своего друга, композитора и автора проекта Golden Light Orchestra Сергея Сиротина. Вместе они хотят создать новую музыку, с которой вскоре познакомят и слушателей. Мы поговорили с артистами о творчестве, путешествиях, вдохновении и Кипре.

— Валерий, впервые ли вы на острове?
— Я бывал раньше на Кипре, но совсем недолго. Сейчас приехал к своему другу и композитору Сергею Сиротину не только отдохнуть, но и напитаться творчеством, познакомиться с людьми, которые занимаются инструментальной музыкой, а также обсудить совместные планы по созданию концертной программы.
Прежде всего, хочется представить здесь инструментальную музыку, в идеале – это Дидюля с симфоническим оркестром. У меня есть хорошая международная программа, и мне хотелось бы сделать подобное с местным оркестром, тем более, что несколько лет назад мы выступали здесь в Президентском дворце в рамках большого международного фестиваля. Сейчас коронавирусные ограничения, но они закончатся, и жизнь вернется в прежнее русло — с концертами и массовыми мероприятиями.


Валерий Дидюля: «Без музыки человечеству не выжить»

Сергей Сиротин и Валерий Дидюля

— Расскажите о вашей группе, с чего все началось?
— К пониманию, как строить свою музыкальную историю, я пришел в осознанном возрасте, и в этом большой плюс, так как было меньше неверных шагов. Я написал свой дебютный альбом в 30 лет, а до этого копил идеи и мысли. Начинал с гитары, потом расширял инструментальную группу. Затем появилась возможность и желание работать на новом уровне: со струнным квартетом, с камерными оркестрами. В итоге доросли до большого симфонического оркестра. В какой-то момент я понял, что моя музыка не имеет ни границ, ни языкового барьера. Поэтому и здесь, на Кипре, это будет понятно, интересно и «по-русски». Хочется поближе познакомить местного слушателя с нашим творчеством.

— Кто ваши слушатели?
— Благодаря соцсетям, YouTube, мы понимаем, кто нас слушает. Наша аудитория совершенно разная: разного возраста, социального статуса, культуры. Китай, Индия – даже эти страны с совершенно иным музыкальным менталитетом слушают и скачивают нашу музыку. Зритель везде есть и он может разобраться в музыке, которую мы играем. Кроме того, у нас есть и давние поклонники, которые «взрослеют» вместе с нами, и молодежь.

— Вы один из самых гастролирующих музыкантов в России — даете не менее 120 концертов в год.
— Да, действительно, это так. Мы были с концертами в странах СНГ, Прибалтике, странах средней Азии, в Турции, Германии, Корее… Конечно, как я и сказал, с коронавирусными ограничениями, выступать очень тяжело, так как основной удар пришелся на музыкантов, гастроли и фестивали. Но музыкальная индустрия постепенно встает с колен, мы живем надеждами, что все возобновится, и музыка снова объединит людей. Ведь это уникальный язык, без музыки человечество не выживет. Кроме того, емкий и мощный концерт изменяет ход времени: прошло два часа, а кажется, что всего 20 минут. Человек погрузился в другое музыкальное пространство. Слушая музыку, мы удлиняем свою жизнь.


Валерий Дидюля: «Без музыки человечеству не выжить»

— Как вас принимают за границей?
— Люди на юге более эмоциональны, могут что-то выкрикнуть или что-то учудить, на севере – спокойные. В Прибалтике – мягкие и сдержанные. Как-то были мы на фестивале во Франции, и увидели, что там аплодисменты передают топаньем ног.

— Какая музыка или артисты вас вдохновляют?
— Таких музыкантов очень много. Во-первых, потрясающая белорусская гитарная школа, в атмосфере которой я жил и развивался, мастера, которые меня обучали, открыли для меня кладезь гитарной академической музыки. Конечно, большое влияние оказали и мировые звезды. Я понял, что инструментальная музыка может восприниматься зрителями как удивительный рассказ, что гитара — это необыкновенно богатый и разносторонний инструмент, и я хочу общаться с миром точно таким же языком.

— А ваши родители, семья?
— Они не музыканты, но моя мама очень любит музыку, она мой главный критик.
Вообще, я легко принимаю замечания, особенно от близких людей и профессионалов, которые меня знают. Это дает мне возможность не задирать нос. Я и сейчас постоянно учусь. Например, познакомился с Сергеем Сиротиным, мы общаемся, слушаем музыку, хвалим, ругаем – здорово, когда можно общаться совершенно свободно и честно.

— Один из инструментов, на котором вы играете, уникальный – это 18-струнная гитара. Сложно даже представить, как с ней управляться, как настраивать!
— Инструменты, оборудование, техника – это моя страсть. Сюда я вкладываю эмоции, ресурсы, финансы. Это самое важное, что у меня есть. У меня очень много оборудования потрясающего качества, которое я покупаю и привожу со всего мира. Вся моя техника и инструменты, на которых играют мои музыканты, – это моя личная большая коллекция.
Конечно, у меня много гитар. 18-струнную я совершенно случайно приобрел у мастера, который создает необычные гитары. Он придумал удивительную конструкцию — широкий гриф, массивный инструмент. Играть на ней сложно, но она звучит очень завораживающе и объемно. Этот инструмент меня настолько околдовал и покорил, что мы сняли небольшой ролик и выложили его на YouTube. Видео взорвало интернет и попало в мировые тренды. Я написал несколько композиций для этого инструмента. Одну из них можно найти в моем последнем альбоме, вышедшем в этом году, называется «Город Великого Княжества». Эта инструментальная композиция — посвящение Гродно – любимому городу, где я родился, и где впитал спокойствие и доброту. Моему городу посвящена также «Легенда», с которой часто мы начинаем свой концерт. Яркая, насыщенная композиция, написанная для классической гитары.

— То есть, вы как композитор точно знаете, для какой гитары будет написано то или иное произведение?
— Нет, не точно, примерно на 50 процентов. Коллекция гитар большая, и для каждого случая и тональности подбирается свой инструмент. Заранее я никогда не знаю, какая из моих гитар будет лучше всего звучать в каждом определенном случае. Я очень рад, что все гитары – а их у меня около 35 – не музейные экспонаты. С каждым годом они немного стареют, но зато раскрывают свой звук и становятся певучее.

— На каких инструментах вы еще умеете играть?
— Я играю на струнных: греческая и ирландская бузука, 18-струнная гитара, 8-струнная гитара, бас-гитара, немного играю на электрогитаре. Люблю перкуссию: конга, тарелки, шейкеры, все, что можно отбивать руками, пальцами. Мне это очень близко. Для меня очень важен ритм, ощущение движения, пульсации, времени.


Валерий Дидюля: «Без музыки человечеству не выжить»

На фото: Марина Парусникова, Александр Морозов, Валерий Дидюля, Сергей Сиротин.
Валерий: «Музыку народного артиста, композитора-песенника Александра Морозова знают все. Это «Малиновый звон», «Голубь сизокрылый», «Фантазер», «Кукла», «В краю магнолий», «Душа болит» и многие другие песни. Александр живет на Кипре, я был очень рад нашему личному знакомству, душевному общению, и меня очень вдохновило, что Александр, будучи в немолодом возрасте, в кураже — глаза горят, много идей. У них с Мариной замечательный семейный союз. Это пример хорошего творческого долголетия. Мы поделились друг с другом творческими планами и возможно, в будущем, нам удастся посотрудничать».

— Вы предпочитаете фолк, классическую гитару, фламенко, мотивы южных стран Европы и Средиземноморья. А как относитесь к другим направлениям гитарной музыки: классический рок, хард-рок…
— Всегда стараюсь разобраться в каждом направлении: электронная музыка, экспериментальная, авангардная, хип-хоп… Мне интересно, куда движется цивилизация, как мыслят молодые музыканты, что происходит в текстах, в аранжировках. Музыкальное пространство едино. Хорошая и качественно сделанная мелодия и аранжировка – будь это треш-металл или авангардный джаз – если там есть сила, мысль и любовь – мы это почувствуем. Потому что когда что-то идет от сердца, оно туда же, в сердце, и попадает. Это относится и к музыке, и к живописи, и к любому другому творчеству. В этом смысле, на мой взгляд, любое музыкальное творчество имеет право на существование, и, если это сделано с любовью, то достойно уважения, изучения и поддержки.

— Какую музыку вы слушаете сейчас?
— Мне нравится академическая музыка на стыке народной и фольклорной, симфо-фолк. В последнем стиле мне сейчас особенно нравится работать, и у меня на альбоме «2021» есть написанная в этом стиле композиция «Еду-доеду», где есть и симфонический оркестр, и народные напевы, и электроника, и размерность.
Также слушаю симфоническую, академическую, электронную, экспериментальную музыку, транс, хаус, дип-хаус, фри-джаз, этно-джаз, классику прошлых лет (например, Abba или Quееn), талантливый современный поп…. Авангардную музыку – меньше, я не всегда ее понимаю, но могу послушать совсем немного. А в целом мне нравится музыка, которая обладает хорошим мелодизмом.

— Легко ли писать новые композиции?
— Мне нравится учиться, восстанавливать в памяти что-то уже изученное и двигаться по пути музыки. Создавать новые альбомы не так просто. Чувствуешь, что повторяешь сам себя, а нужно выходить на новый уровень. Иногда я занимаюсь переосмыслением старого материала, иногда затеваю эксперимент, что-то не доделываю… то есть, критический взгляд на свое творчество с каждым годом все суровее. Но зато качество нашей музыки не теряется. Новая студийная пластинка «2021» — это определенная ступенька, результат поиска в звуке, дизайне, сочетании инструментов.

— Как вы считаете, современная музыка сейчас развивается или деградирует?
— Музыка упрощается. Но и отношения между людьми упрощаются тоже. Современный мир очень сильно разогнался, мы стали меньше общаться, вдумываться. Погоня за бытовым и материальным отвлекает человека от главного, и он теряется в этом мире. Технологии развиваются, музыка упрощается, и осмысленности во многих вещах становится меньше. Раньше было важно качество музыки, вокал, аранжировка, а сейчас – количество лайков. В золотую эпоху расцвета музыки и звукозаписи – это 70-80егоды — появлялись новые приборы, аналоговые консоли. Это было удивительное сочетание музыкальности и технологичности. Раньше в наших комнатах висели плакаты известных музыкантов, сейчас это время прошло. Сила музыки стала ослабевать. Но печалиться не нужно. Это новое время, и к нему можно найти подход, заниматься своим любимым делом и через любовь и мелодию продолжать традиции хорошей качественной музыки и звукозаписи, концертных выступлений.

— Расскажите о совместных творческих планах с Сергеем, чего ждать слушателям?
— Мы с Сергеем – за создание нового в новых реалиях. Мой приезд на Кипр уже дал результаты. Вместе поработали, порепетировали, записали кое-что в студии. Кроме того, хочется понять Кипр с музыкальной, творческой, коммерческой, организационной стороны, чтобы реализовать наши проекты. Здесь есть все для фестивальной и гастрольной жизни — остров большой, многонациональный, с хорошим климатом. Важно не просто провести здесь концерт, а сделать его запись, потому что играть и слушать гитарную музыку в сопровождении большого симфонического оркестра под открытым звездным небом – это особое удовольствие. Такое стоит показать всему миру.


Валерий Дидюля: «Без музыки человечеству не выжить»

— Есть ли у вас увлечения помимо музыки?
— Мне нравится активный образ жизни — путешествовать, кататься на велосипеде, гулять, плавать, водить машину. На Кипре Сергей показал мне горы, достопримечательности, монастыри… где мы только не были! Интересно было наблюдать за ежеминутной сменой красок на закате и рассвете.

— Что особенно удивило на солнечном острове?
— Был один момент, когда мы поднялись на очень высокую смотровую площадку в горах. Видим закат, подходим к краю бесконечного обрыва и понимаем, что вокруг стоит абсолютная тишина. Природа уже готовится ко сну, солнце подходит к краю гор, и мы чувствуем, как природа замирает… Мы стояли с Сергеем и слушали тишину. Уходить не хотелось. Я запомню это на всю жизнь. Кипр встретил меня по-доброму, одарил морем впечатлений, новых идей, чему я очень рад и благодарен.

Марина Айзина

Фото из личного архива Валерия Дидюли.

Похожие материалы

  • Флейта, маримба и ударные: необычный концерт в Никосии
  • Где на Кипре послушать австрийскую народную музыку
  • Рояль в кустах: новый концерт проекта The Piano Tour
  • Кипр занял третье место на конкурсе Euro Low-Vision 2021
  • Итоги «Евровидения»-2021: какое место занял Кипр?

Источник

You may also like

Leave a Comment