Home Вестник Кипра Ипотека есть, жилья – нет

Ипотека есть, жилья – нет

by Cyprus Digest team

Жители разрушающегося жилого квартала в Писсури жалуются, что банки требуют с них делать взносы по ипотеке, которая была взята на покупку жилья, ныне оказавшегося аварийным. О новом развитии ситуации вокруг Писсури рассказывает Cyprus Mail.

«Это все равно что втирать соль в открытую кровоточащую рану», – говорит один из жителей. Запрос на возобновление платежей создает дополнительное давление для владельцев домов в аварийном жилом районе. Некоторые здания – в результате непрерывной эрозии почвы – уже практически разрушились и признаны непригодными для проживания. Дома, дорожки и бассейны разваливаются на глазах, проседают и проваливаются, дороги стали испещрены трещинами и непроходимы.


Ипотека есть, жилья – нет

Жители Писсури проводят демонстрацию в апреле 2019 года (фото sigmalive.com)

На личном опыте

Пара, купившая здесь «дом мечты» в 2014 году, понятия не имела ни о каких проблемах с эрозией почвы – тогда они еще не были видны невооруженным глазом. Люди вложили все свои средства в приобретение жилья. А теперь ситуация развивается так, что они больше не могут здесь оставаться. При этом банк ожидает, что они погасят взятую ипотеку. «Последние два года мы выплачивали только проценты по нашей ипотеке, а теперь банк хочет, чтобы мы начали погашать сам кредит. Сейчас мы пытаемся вести с ними переговоры», – рассказала одна из семей на условиях анонимности. Муж с женой были вынуждены покинуть свой дом и переселиться в арендованное жилье после того, как здание было признано непригодным для проживания – эрозия привела к сильной порче канализации, и вся вода стала попадать в почву. «Мне пришлось вернуться к работе на полный рабочий день, чтобы мы могли позволить себе где-то снимать жилье», – пояснила женщина. Пара больше не может жить в своем доме с тремя спальнями и панорамным видом на море и горы – полы здесь искривлены уже на три метра, а само здание частично просело из-за эрозии почвы. В саду и бассейне произошел разлом. Сам дом был построен на бетонном цоколе, поэтому он не развалился совсем. А вот судьба более старых домов в этом же районе – ещё хуже. «Нам предъявили приказ о выселении. А ведь мы потратили тысячи долларов на ремонт, пытались устранять проблемы по мере их возникновения! Мы хотели остаться в нашем жилье. Это наша единственная собственность. Теперь мы чувствуем себя полностью опустошенными», –  рассказывает семья.

Будущее печально

Обильные осадки минувшей зимы усилили опасения по поводу будущего этого района. И ситуация будет ухудшаться. «Мы хотели бы получить компенсацию, чтобы купить жилье где-нибудь в другом месте на Кипре», – говорит пара. Но этим пожеланиям не суждено сбыться – государство не намерено выплачивать компенсации пострадавшим, чтобы не создавать прецедента. 

Напомним, причиной эрозии почвы стало скопление воды в недрах во время дождливой зимы 2011-2012 годов. Выяснилось, что весь район был построен с нарушениями и на очень неустойчивом грунте – на бывших озерах, засыпанных стройматериалами. Это и провоцирует очень сильную эрозию. С тех пор продолжается затянувшийся поиск виновных и ответственных, сопровождаемый различными расплывчатыми обещаниями компенсации. По меньшей мере три министра внутренних дел оказались втянутыми в спор, который обсуждался и в парламенте. В 2015 году несколько владельцев недвижимости в этом районе собрались вместе, чтобы сформировать инициативную группу для решения проблемы. Жители провели несколько митингов и написали письма в различные ведомства. Но пока ситуация остается без изменений.

Первоочередные меры

В январе 2022 года юрист Георгия-Эллина Зои, которая представляет интересы некоторых владельцев, написала письмо министру внутренних дел Никосу Нурису. В обращении она сообщила, что, поскольку заемщики не могут выплачивать одновременно и ежемесячный взнос по кредитам, и ежемесячную арендную плату, которую они были вынуждены платить из-за необходимости выехать из аварийного и жилья и найти себе новый дом, выплата кредитов была приостановлена. Она отметила, что, возможно, после стабилизации обстановки и восстановления района некоторые жители смогут вернуться в свои дома и нормально погасить свои кредиты. По ее словам, всего нескольким из 22 зданий нанесен непоправимый ущерб. Большинство зданий непригодны для жилья просто потому, что они были отключены от воды и электричества из-за разрушенной прилегающей территории, но не самого дома. Владельцы смогут отремонтировать недвижимость после завершения работ по стабилизации почвы, поэтому они не потеряют свою собственность. Это значительно сократит финансовые потери всех сторон. Кроме того, необходимо принять незамедлительные меры по откачке воды, которая накапливается в грунте из-за сильных осадков, чтобы защитить инфраструктуру и постройки, которые до сих пор не были повреждены и могут быть отремонтированы.

Государство предлагает компенсацию

27 января в Писсури начались работы, которые власти обещают закончить в течение семи месяцев. Они включают строительство длинной свайной стены в верхней части зоны проседания почвы. Стена направлена на защиту территории за пределами уже пострадавшего района, но никак не поможет в стабилизации пострадавших домов. «Похоже, правительство просто пытается предотвратить распространение проблемы на холме к северу и западу от зоны эрозии», – сказала Зои.

В своем ответе юристу министр Никос Нурис сообщил, что в этом районе ведутся работы и «в то же время идет подготовка тендерной документации от Департамента общественных работ для создания насыпи, которая поможет сдержать нестабильную почву у подножия. Ожидается, что тендер будет объявлен Департаментом общественных работ после летнего сезона, а продолжительность проекта составит два года». Министр добавил, что 22 частных здания были признаны непригодными для жилья, и поэтому государство по гуманитарным соображениям решило профинансировать переселение жителей в более безопасное место. Поиск нового жилья для переселения остается обязанностью жителей, которым по решению Кабинета министров была предоставлена единовременная финансовая помощь.

Однако Георгия-Эллина Зои утверждает, что никакой финансовой помощи жители не получали. «Я боюсь, что банки не согласятся на приостановку погашения кредитов, если их заемщики получат компенсацию от государства за переезд и никогда не вернутся в дом, на который они брали кредит», – говорит юрист.

Восстановлению не подлежит?

Некоторые жители скептически относятся к планам правительства по стабилизации почвы, отмечая, что эрозия продолжается уже около 10 лет. Для укрепления почвы потребуется как минимум столько же времени, а необходимая откачка воды еще даже не началась. «Еще ничего не исправлено, и было бы наивно думать, что работы уже идут. Потребуется добрых несколько лет, чтобы увидеть, можно ли стабилизировать этот район. Не говоря уже о том, что земля будет продолжать двигаться в течение некоторого времени после того, как вода будет откачана из грунта», – говорит местный житель Саймон Кэрролл. Он до сих пор не получил приказа о выселении из аварийного жилья, но в любом случае отказался бы это сделать. Его дом с четырьмя спальнями и флигелем когда-то стоил один миллион евро, теперь во внутреннем дворике образовались сильные перепады уровня земли, а один угол дома имеет наклон около трех градусов. Подъездная дорожка разрушается, первая сквозная трещина появилась внутри дома, в неиспользуемой комнате. «Я не уверен, что план по стабилизации сработает. Поэтому мы хотим остаться в нашем доме до тех пор, пока они не предложат вернуть нам деньги», – говорит Саймон. Никаких предложений о компенсации жители пока не получали.

 

Источник

You may also like

Leave a Comment