Home Вестник Кипра Инфляция: минус 4% покупательной способности

Инфляция: минус 4% покупательной способности

by Cyprus Digest team


Инфляция: минус 4% покупательной способности

Фото freepik.com

Рост стоимости жизни, от которого страдают домохозяйства и предприятия, усугубляется по мере увеличения разрыва между растущими ценами и затратами на сырье с одной стороны и доходами с другой. На Кипре реальная покупательная способность домохозяйств снижается более быстрыми темпами, чем во многих других европейских странах, при этом усиливается неравенство в доходах. О сложившейся ситуации на страницах издания Cyprus Mail рассуждает бывший советник министерства финансов Кипра и бывший старший советник Центрального банка Кипра экономист Лесли Мэнисон.

Надо готовиться к стремительной инфляции

Он считает, что рост стоимости жизни продолжится в ближайшем будущем. Особенно остро это почувствуют на себе домохозяйства с низким уровнем доходов. Поскольку «правительство не располагает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы компенсировать таким домохозяйствам потерю реальной покупательной способности в результате длительных высоких темпов инфляции».

Когда в начале октября 2021 года в парламенте представляли бюджет на 2022 год, уже рост потребительских цен, стоимости сырья и топлива из-за глобального дефицита поставок был очевиден. Однако министр финансов Константинос Петридис уверял: это временное явление. Он оптимистично основывал бюджетные оценки на прогнозе – цены в стране вырастут всего на 1,5%. Поскольку правительство изначально прогнозировало, что его общие расходы сократятся в 2022 году благодаря сворачиванию помощи для предприятий, пострадавших от пандемиии, не было предпринято никаких усилий для увеличения налоговых поступлений. Однако цены и издержки продолжали расти, а с началом событий на Украине и принятием санкционных пакетов просто взлетели. Следовательно, бюджетная смета правительства на 2022 год в настоящее время выглядит не соответствующей действительности. Страна нуждается в подготовке экономики и населения к стремительной инфляции.

Задача – найти баланс расходов и доходов

К маю 2022 года потребительские цены выросли на 9,1% (по сравнению с маем 2021). Сильнее всего ситуация ударила по домохозяйствам с низким доходом – они с трудом могут позволить себе даже предметы первой необходимости, такие как бензин, электричество и основные продукты питания.

Действительно, учитывая, что более бедные домохозяйства тратят большую часть своего дохода на продукты питания и энергоносители, в настоящее время они сталкиваются с темпами роста расходов, значительно превышающими 10%. Кроме того, многие работодатели в частном секторе также страдают от значительного увеличения затрат на материалы и электричество. По оценкам строительных компаний, цены на стройматериалы выросли на 24,5% за 12 месяцев (с апреля 2021 до апреля 2022 года). Цены на метизы выросли на 42,4%, а на изделия из дерева – на 26,5%. Поскольку многие из этих работодателей имеют мало инструментов для того, чтобы сбалансировать расходы, их возможности к получению прибыли сильно ограничены.

Цены начали стремительно расти с апреля 2021 года, и с тех пор, по приблизительным оценкам, домохозяйства со средними доходами потеряли по меньшей мере 4% своей реальной покупательной способности. А поскольку уровень инфляции для работников с низким доходом, например, работников сектора розничной торговли, зарабатывающих в среднем 1250 евро в месяц, в настоящее время составляет более 10%. Эти граждане потеряли более 500 евро в покупательной способности в первой половине 2022 года.

Налоговое администрирование на Кипре не эффективно

Объявленные Петридисом 27 мая меры бюджетом 50 млн евро (0,2% ВВП), согласно которым уязвимым домохозяйствам выплатят единовременную денежную помощь в зависимости от их доходов и количества детей на иждивении, можно назвать крайне недостаточными для таких домохозяйств.

Обещанное повышение пенсий на 4,3% с 1 июля 2022 года также окажется слишком маленьким, если оно просто отражает запланированную корректировку прожиточного минимума. Кроме того надо помнить: обещанное повышение заработной платы через индексацию распространяется в основном на работников государственного сектора и банков. Это означает, что большинство работников частного сектора не имеют права на индексацию.

Лесли Мэнисон подчеркивает: если бы кипрское правительство системно проводило более качественную налогово-бюджетную политику, касающуюся как распределения расходов, так и налогообложения, нынешние власти были бы в гораздо лучшем положении. «Кипр традиционно характеризуется очень низкими налоговыми поступлениями и крайне неэффективным налоговым администрированием, считает эксперт. – При относительно низком соотношении налоговых поступлений к ВВП (34,6% в 2020 году, в среднем по еврозоне 41,7%) и чрезмерных расходах на заработную плату в государственном секторе у правительства Кипра нет ресурсов, чтобы тратить достаточные суммы на социальные пособия и инвестиционные проекты. Фактически, государственные расходы Кипра на социальные пособия в 2020 году составили всего 22% ВВП, тогда как медианный показатель по еврозоне был 30,5%».

Поэтому правительству необходимо значительно увеличить ресурсы за счет роста налоговых поступлений, полагает экономист. Это позволило бы властям более эффективно справляться с необходимостью усиления социальной защиты и внедрения новой модели развития в соответствии с планом восстановления и устойчивости, что, в свою очередь, создало бы достойные, хорошо оплачиваемые рабочие места в частном секторе.

Крайне важно, чтобы правительство провело необходимую реформу все более регрессирующей налоговой системы и налогового администрирования, которая не только значительно увеличила бы налоговые поступления, но и привела бы к существенному перераспределению доходов и богатства. «Было бы справедливо, если бы те лица и компании, которые имеют способность платить налоги, обеспечивали финансирование государственных расходов на расширение финансовой помощи уязвимым группам населения», – пишет он.

Наиболее уязвим частный сектор

Неспособность большого числа домохозяйств справиться с обострившимся кризисом объясняется относительно низкими доходами многих работников частного сектора. Кипр придерживается бизнес-модели, способствующей развитию таких секторов, как массовый туризм и строительство. При этом работа в таких ведущих секторах экономики, как гостиничная сфера, общепит, строительство, розничная торговля не требует высокой квалификации и плохо оплачивается. Кроме того, после финансового кризиса 2012-2013 годов работники в этих секторах имели мало возможностей для того, чтобы донести свою позицию до властей и не были защищены законодательством о минимальной заработной плате. В результате они столкнулись со снижением доходов, которые резко упали в реальном выражении за последние два года. Среднемесячная заработная плата работников частного сектора, за исключением работников финансового сектора, в 2021 году оценивалась в 1 750 евро. Это примерно вдвое меньше, чем у государственных служащих.

Наконец, несмотря на растущие финансовые проблемы многих работодателей, существует настоятельная необходимость в принятии закона, вводящего минимальный размер оплаты труда. Кроме того, необходимо обеспечить большему количеству семей доступ к формальным механизмам получения государственных социальных пособий, МРОТ и индексации зарплат, считает эксперт.

Источник

You may also like

Leave a Comment