Home Вестник Кипра Кипр конца XVI века. Свидетельства очевидцев

Кипр конца XVI века. Свидетельства очевидцев

by Cyprus Digest team

Мы продолжаем рассказ о некоторых европейских путешественниках разных эпох, посетивших Кипр и оставивших свои воспоминания о нем. И сегодня расскажем о тех, кто побывал на острове в самом конце XVI века. Эти свидетельства особенно интересны – они задокументировали много фактов, имевших место в переломные периоды истории.

Финс Моррисон. Про Афродиту и плохое вино

Английский путешественник посещал Кипр в 1596 году. Он происходил из богатой семьи землевладельцев в Линкольншире, родился в 1566 году, а умер в 1620 году. Моррисон получил образование в Кембридже, между 1591 и 1596 годами путешествовал по Европе и Востоку, когда и проплывал через Кипр.

По результатам путешествия он написал книгу. Она была впервые опубликована в Лондоне в 1617 году. Труд включает три кратких упоминания о Кипре. В частности, автор вспоминает Пафос, рассказывает о пещере семи спящих отроков (сегодня это место известно как катакомбы св. Соломонии) и, конечно же – об Афродите. Затем повествует о Ларнаке и Соляных озерах и свидетельствует о существовании в Ларнаке монастыря францисканцев, в котором он поселился. Моррисон также упоминает о продуктах, которые производят на Кипре. Его внимание привлекает и архитектура домов.

Особенно его поразил тот факт, что у здешних построек плоские крыши, на которых жители спят в летние месяцы. Путешественник остался недоволен качеством кипрских вин, утверждая, что они слишком крепкие и «выжигают внутренности». Из Ларнаки он отправился морем в Лимассол, откуда отбыл в сторону Святой Земли.


Кипр конца XVI века. Свидетельства очевидцев

Джироламо Дандини: «Сделать Кипр христианским владением несложно»

Это итальянский ученый XVI-XVII веков, профессор теологии в университете города Перуджа. В 1596 году папа Климент VII поручил ему в качестве папского нунция отправиться к маронитам Ливана, чтобы изучить их положение и проблемы, а затем представить курии соответствующий отчет. Во время своей миссии Дандини дважды проходил через Кипр. На своем пути в Ливан он прибыл в Лимассол 12 августа 1596 года, а отбыл 27 числа того же месяца в Триполи. Возвращаясь оттуда в Италию в следующем году, он прибыл в Ларнаку 19 марта 1597 года, откуда 12 апреля отправился в Венецию. На Кипре он нашел возможность расширить объем своего исследования, изучив положение местных маронитов, о которых он также рассказал в докладе папе Римскому.

Труд Дандини под названием «Апостольская миссия к маронитскому патриарху гор Ливанских» был впервые опубликован в Италии в 1656 году. В 1675 году книга была опубликована на французском языке, а в 1811 году – по-английски в Лондоне. В этой работе Дандини повествует о Лимассоле и Ларнаке, где он, как и Финс Моррисон, посещал францисканский монастырь. Он рассказывает и о Никосии и ее положении всего через 25 лет после завоевания турками-османами, приводя несколько интересных сведений. Примечательны его свидетельства о существовании в Никосии и Ларнаке нескольких латинских церквей со своими священниками, а также большого количества итальянских купцов. Их присутствие было запрещено султаном вскоре после завоевания Кипра.


Кипр конца XVI века. Свидетельства очевидцев

Дандини также описывает положение маронитов острова. По его словам, они были рассеяны в общей сложности по 19 деревням (некоторые были чисто маронитскими, другие смешанными), среди них Асоматос, Агия Марина, Карпасия, Кормакитис, Тримифия, Гери, Эпископи и другие. В этих деревнях у маронитов был один или несколько приходов со своими собственными священниками, а также имелся свой епископ на острове. Дандини хотел было с ним встретиться, но оказалось, что епископ умер незадолго до того, а преемник еще не был избран.

Также примечательны заметки Дандини о численности киприотов. Он говорит, что из более чем 30 000 жителей Никосии турок было всего от 4 000 до 5 000. В то время как на всем Кипре турок было не более 12-13 тысяч. Из них большинство были греками-киприотами, принявшими ислам ради выгоды. «Таким образом, было бы нетрудно избавить Кипр от тирании турок и снова сделать его христианским владением. Как только на острове появилась бы христианская армия, все новообращенные мусульмане немедленно сбросили бы свои тюрбаны и снова надели шляпы», – заключает Дандини.

Иллюстрации: polignosi.com

Источник

You may also like

Leave a Comment