Home Вестник Кипра Три вопроса о тестах, вакцинации и иммунитете

Три вопроса о тестах, вакцинации и иммунитете

by


Три вопроса о тестах, вакцинации и иммунитете

Фото pixabay.com

Эпидемиологи Константинос Чутис и Николас Диетис ответили на наболевшие вопросы о пандемии.

Экспресс-тесты и вирус

Вопрос: Достаточно ли теста на антиген, чтобы быть защищенным и иметь возможность ходить в гости или на работу? Если мы сделали тест на антиген, то есть ли уверенность, что мы не заразимся? Нужно ли соблюдать меры и носить маску?

Тест на антиген, как и любой другой тест, не дает стопроцентного результата в деле поиска вируса. Есть небольшая вероятность, что вирус в организме не будет обнаружен. Если количество вируса в организме низкое (как, например, в первые дни после заражения), тест может вообще его не выявить. Поэтому мы всегда говорим, что даже отрицательный результат не обязательно означает, что у человека нет вируса. Более того, отрицательный тест сегодня, даже если результат действителен, не исключает риска того, что протестированный не подцепит вирус сразу после теста. 

Тест на антиген — это довольно надежная процедура, которая с высокой точностью показывает, положителен ли человек на вирус или нет в тот момент, когда он проходит тестирование. Положительный результат означает, что человек заразен. Чем чаще делать тест, тем больше становится его точность. И чем больше людей в одном помещении (например, на рабочем месте) сделали тест, тем меньше возможность того, что кто-то из них положителен и распространяет вирус. Именно по этой причине идет кампания тестирования как можно большего количества сотрудников прежде, чем они вернутся на рабочее место, чтобы, как минимум до их возвращения, была бы уверенность в том, что они не носители вируса. Однако из-за того, что тест — это своеобразная «фотография» только того момента, в который человек его делает, остальные меры также необходимо соблюдать, потому что риск распространения вируса на рабочем месте существует столько времени, сколько существует вирус в обществе.

Коллективный иммунитет и вакцинация

Вопрос: Я читал, что коллективный иммунитет в обществе достигается тогда, когда вакцинированы обеими дозами прививки 50-80% населения. Если посмотреть, какими черепашьими темпами идет вакцинация, то можно ли утверждать, что мы сможем победить вирус до конца года?

Мы бы, конечно, хотели, чтобы прививки были доступны для всех. К сожалению, доступность вакцин ограничена (по многим причинам) и темпы, с которыми в страну поступают прививки, известны. Раз дела обстоят таким образом, было решено прививать население по приоритетным группам, чтобы достичь две конкретные цели: защитить тех, кто в этом нуждается больше всего, и защитить саму систему здравоохранения, чтобы иметь возможность обслуживать в больницах пациентов. Поэтому приоритет в вакцинации был отдан медикам (врачи, медсестры и т.д.), особенно тем, кто находятся на передовой борьбы с коронавирусом, и представителям уязвимых групп (т.е. лицам старшего возраста, потому что, если они заболеют, то для них выше риск попасть в больницу или умереть из-за COVID-19). Более того, существуют вопросы, на которые мы пока что не можем с уверенностью дать ответ. Один из таких важных вопросов в том, снижает ли вакцинация только риск заболеть или также риск передать вирус (то есть можно ли после прививки болеть без симптомов и заражать окружающих). Так что на сегодняшний день приоритет вакцинации заключается в создании коллективного иммунитета и в защите лиц, у которых могут развиться серьезные симптомы. По мере вакцинации таких людей мы начнем видеть, как индексы заболеваемости падают (например, сокращается количество госпитализаций, больных в реанимации, смертей от COVID-19). Затем, по мере увеличения количества прививок и темпов поставок, будут привиты и лица, которые менее подвержены заражению, например, люди без хронических заболеваний. На этой последней стадии можно будет говорить о возможном создании коллективного иммунитета.

Тестирование и карантин

Вопрос: Я обратил внимание, что во время карантина делают меньше тестов, а значит, уменьшаются и показатели заражений. На основании чего члены группы эпидемиологического мониторинга уверены, что мы в безопасности и что можно открывать магазины или собираться вместе?

Все множество тестов служит двум целям: с одной стороны, они дают нам хорошую картину реального положения дел, с другой стороны, помогают выявлять носителей вируса, которые находятся в обществе, дабы их изолировать и пресечь распространение. Действительно, ежедневное число тестов сократилось, но это не обязательно значит, что уменьшилась их эффективность. Причин у этого несколько:

1) число тестов остается очень высоким в соотношении с населением, следовательно, картина, которую мы получаем, остается репрезентативной. Кипр находится в первой двойке стран по количеству тестов на 100 000 человек;

2) дальнейший анализ тестов (например, в лабораториях государственных больниц) дает дополнительную информацию о течении пандемии среди других категорий населения;

3) число тестов сократилось, но поскольку передвижения людей ограничены, весьма вероятно, что даже зараженные не смогли широко распространить вирус;

4) группа эпидемиологического мониторинга оценивает как ежедневные тесты, так и их динамику во времени.

Следовательно, картина, которую нам предоставляют тесты, остается в большой мере репрезентативной, а дополнительные анализы дают нам еще больше данных. Конечно, как и было сказано выше, принимая решения о введении мер, мы учитываем не только количество положительных тестов или число зараженных, но и другие эпидемиологические показатели и их динамику, которые помогают нам предвидеть, куда мы движемся. 

***

Константинос Чутис — руководитель научно-консультативного комитета при Минздраве, доцент кафедры патологии и профилактики и контроля заболеваний медицинского факультета Европейского университета Кипра.

Николас Диетис — доцент фармакологии медицинского факультета Университета Кипра.

  • Источник

    You may also like

    Leave a Comment