Home Вестник Кипра Кипрские археологи ищут следы эпохи плецстоцита

Кипрские археологи ищут следы эпохи плецстоцита

by

Кипрские археологи ищут следы эпохи плецстоцита

Археологи ищут следы доисторических инструментов, сделанных из кремнистых пород. Фото cyprus-mail.com

Кипрские археологи обратились к высокотехнологичным геопространственным аналитическим методам, чтобы изучить самый древний период человеческой деятельности на острове.

Департамент древностей сообщает, что группа исследователей завершила археологический проект, в ходе которого они искали в районе Акамаса плейстоценовые отложения с палеолитическим культурным материалом.

Что такое плейстоцен?

Плейстоцен — это эпоха, начавшаяся 2,588 млн лет назад и закончившаяся более 11000 лет назад. Плейстоцен начинается с первым в истории Земли ледниковым периодом и характеризуется богатым животным миром. В это время на нашей планете обитали мамонты, шерстистые носороги, пещерные львы и гигантские гепарды, а также появился человек прямоходящий. Колонизация островов людьми в эпоху плейстоцена и способы, с помощью которых они успешно адаптировались к новым условиям, это одна из самых интересных тем археологических исследований во всем мире. Что интересно, Кипр может дать важные новые данные в исследовании плейстоцена благодаря систематическому изучению ландшафта острова. Исследование эпохи проходит в рамках междисциплинарной исследовательской программы «Водные маршруты в расселении людей по островам: моделирование плейстоценового заселения Кипра».

Программа использует инновационные геопространственные аналитические методы для выявления потенциальных ранних маршрутов и основных мест обитания человека на острове.

Что уже удалось найти?

На сегодняшний день на Кипре пока что не найдено артефактов того времени, поэтому особое внимание было уделено определению наиболее вероятных точек плейстоценовой активности, предполагающих, что ранние Homo sapiens или их предшественники все-таки добрались до острова.

На первом этапе проекта было применено геопространственное прогнозное моделирование с учетом топографических особенностей хорошо известных палеолитических стоянок во всем Восточном Средиземноморье. С помощью этой модели удалось очертить область, которая могла быть особенно привлекательной для охотников-собирателей, и, следовательно, представляет большой интерес для ученых с точки зрения возможного обнаружения археологических останков эпохи плейстоцена. После серии целенаправленных разведывательных исследований в 2019 году район Акамаса был выбран в качестве наиболее подходящего места, где могут быть обнаружены памятники палеолита.

В период с сентября по октябрь 2020 года исследовательская группа провела поверхностные исследования как в прибрежной зоне, так и в глубине полуострова Акамас, уделяя особое внимание конкретным топографическим особенностям окружающей среды, таким как скалы, реки и плейстоценовые отложения. Отдельные артефакты, а именно, каменные орудия, были обнаружены и зарегистрированы в районе некоторых населенных пунктах Акамаса. В основном это каменные чешуйки и лезвия, изготовленные из различного сырья. Основываясь на предварительном изучении их морфолого-типологических характеристик, эти каменные орудия были датированы периодом от мезолита до неолита.

В районах, представляющих большой интерес, глубина отложений была исследована с помощью зондирования и сверления, чтобы зафиксировать точки для возможных будущих пробных раскопок. В конце исследования все новые данные были нанесены на карту. Детальные систематические исследования по методу пробных раскопок наиболее перспективных мест запланированы на 2021 год.

Кто проводит исследование?

Исследование проводилось под руководством доктора Феодоры Мучу, научного сотрудника Отдела археологических исследований Университета Кипра, и доктора Кристиана Рипмайера, старшего преподавателя археологии в Университете им. Дж. Кука (Австралия). Их работа была профинансирована Европейским фондом регионального развития и Республикой Кипр через Фонд исследований и инноваций, проект координируется Университетом Кипра. В нем также участвуют эксперты из ТЕПАК, Университета им. Аристотеля в Салониках, Университета Невады, Департамента древностей и Департамента геологических изысканий Республики Кипр.

• Источник