Home Вестник Кипра Дом для 180 видов птиц: озеро Паралимни может погибнуть

Дом для 180 видов птиц: озеро Паралимни может погибнуть

by Cyprus Digest team


Дом для 180 видов птиц: озеро Паралимни может погибнуть

Озеро Паралимни не так широко известно, как Соляные озера Ларнаки, озеро Акротири или даже озеро в селении Ороклини. При этом, для экосистемы Кипра водоем в Паралимни имеет не меньшую важность: он служит местом гнездования десятков перелетных птиц. О судьбе озера и его нынешнем состоянии размышляет глава кипрского отделения организации BirdLife Мартин Хелликар.

По мнению эксперта, более правильно в данном случае было бы использовать словосочетание «общенациональный позор». «Этот водоем переживает такое количество проблем, созданных человеком, что он может считаться мрачным примером того, как не следует защищать и управлять особо уязвимым природным объектом», – пишет эко-активист. Он уверен: сложившуюся ситуацию можно и нужно исправить. И каждый – от правительства до местного сообщества и НКО – может внести свою лепту в это важное дело.

Озеро без воды

Озеро, которое дало городу Паралимни его название (слово «Паралимни» означает, буквально, «у озера»), расположено к западу от популярного курорта, к северо-востоку от селения Сотира и к югу – от Деринии. Это небольшое сезонное водно-болотное угодье, с нескольких сторон вплотную окруженное застройкой.

Озеро Паралимни – одно из восьми сохранившихся важнейших природных водно-болотных угодий на Кипре. Водоем невелик – его общая площадь составляет около 350 гектаров. В нем почти никогда не бывает воды круглый год – во время жаркого летнего сезона озеро пересыхает. Более того, из-за специфического расположения (озеро находится в засушливом юго-восточном районе Кипра) бывают года, когда мелководный бассейн Паралимни не набирает воды вообще. Тем не менее, озеро очень важно для дикой природы. В Средиземноморском регионе изменчивость условий на водно-болотных угодьях никогда не была препятствием для видов, которые выбирали такие места для своего временного или постоянного обитания. Сезонность для районов Средиземноморья – это, скорее, вариант нормы, к которой экосистемы приспособились, чтобы нормально функционировать.

Сезонность – не проблема

Организация BirdLife International признала озеро Паралимни важным местом обитания птиц и зоной биоразнообразия. Это ключевая локация размножения шпорцевого чибиса (Vanellus spinosus) – красивой черно-бело-бурой птицы, которую на Кипре называют «пеллокатерина» (дословно – «сумасшедшая Катерина») из-за шума, который птица поднимает, когда на ее гнезда кто-то посягает. Озеро Паралимни также остается важным местом обитания для другого шумного местного жителя – турача или франколина (Francolinus francolinus). С первыми признаками весны повторяющийся трубный зов этой ценной охотничьей птицы эхом разносится по низменностям Кипра. Водоем также имеет важное значение для двух других болотных птиц: элегантного чернокрылого ходулочника (Himantopus himantopus) и миниатюрного морского зуйка (Charadrius alexandrinus).

Сезонность озера означает, что именно зимой и весной оно привлекает наибольшее количество разнообразных птиц, которых на сегодняшний день здесь было зарегистрировано более 180 видов. Кроме того, озеро Паралимни – место обитания эндемичного подвида рептилий, кипрского ужа (Natrix natrix cypriaca).

Казалось бы, такое богатство дикой природы должно весомым аргументом для того, чтобы обеспечить надлежащую защиту водоема. Формально – так и есть. Данное водно-болотное угодье вошло в природоохранную зону Natura-2000 еще около 13 лет назад. Причем, оно включено в список сразу по двум критериям: как место обитания птиц и как место обитания ужей. Но, несмотря на это, когда дело доходит до реальной защиты озера, система начинает буксовать.

Разрушительная застройка

Многие местные жители считают, будто главная проблема состоит в том, что на протяжении прошлых столетий озеро могло служить пахотной землей и засеивалось зерновыми. Поэтому, как это ни парадоксально, есть люди, которые оспаривают право на владение участками на территории самого озера. Получается, что претензии на землю, скрытую под водой, и требования фантастических сумм компенсации мешают этому месту развиваться как природному заповеднику.

Частные наделы на территории водно-болотного угодья способствовали тому, что северо-восточный берег водоема был застроен недвижимостью еще много лет назад. Спустя несколько лет градостроительные разрешения были выданы на проекты по застройке северо-западного берега. Но эти замыслы так и не были реализованы. Получается, что споры о собственности и компенсации идут фоном к текущему состоянию озера. Но отсутствие решения этой проблемы вряд ли оправдывает плачевное состояние самого водоема, считает Мартин Хелликар.

Застройка озера – не единственная угроза его существованию. Через озеро было проложено три картинговых трассы, одна из которых до сих пор действует. Сюда сбрасывают строительный мусор. Транспортные средства любого вида могут передвигаться здесь беспрепятственно. Охота разрешена на значительной части водно-болотного угодья каждую зиму. Это место также очень популярно среди браконьеров. Все это нарушает жизнь дикой природы, приводит к гибели птиц и загрязнению окружающей среды. Закон, строго говоря, запрещает любую стрельбу на территории водно-болотных угодий или вокруг них, не говоря уже о том, что нельзя стрелять рядом с жилой застройкой. На практике это ограничение применяется редко. Появляется все больше свидетельств серьезного загрязнения свинцом водоемов, из-за чего гибнут фламинго и другие птицы. Кроме того, в районе озера уже много лет работает тир для стрельбы. И даже обещания, данные Евросоюзу, со стороны кипрских властей о том, что тир будет перенесен, не помогли в решении этого вопроса.

На озере есть плотина, которая помогает водоему набирать воду. Однако местные жители, купившие жилье, по сути, на болоте, постоянно недовольны большим количеством комаров (действительно, с чего бы на болоте быть комарам?) и открывают слив воды в плотине, чтобы осушить озеро (так они борются с насекомыми). В результате, от перепадов уровня воды страдает биоразнообразие. Если бы осушение водоема велось под контролем специалистов, уравновешивая потребности жителей и дикой природы, оно, негативных последствий можно было бы избежать. Но пока ситуация складывается так, что слив открывается, как правило, ночью, незаконно.

Проекты по сохранению озера есть

Тем временем, во всем мире природоохранная политика направлена на то, чтобы восстанавливать наиболее уязвимые объекты. Особую роль в этом играет присвоение природоохранного статуса. По мнению ученых, озеро Паралимни должно стать одним из первых пунктов в этом списке. Тем более, что в 36 километрах к западу от него есть отличный пример: озеро Ороклини – образец грамотного обращения с природным объектом. Озеро Ороклини – самый маленький охраняемый природный участок сети Natura-2000 на Кипре. Когда-то оно тоже переживало тяжелые времена и даже было под угрозой полной застройки. Но, благодаря европейской программе LIFE и решимости местных властей, водоем был спасен. Сейчас он стал настоящим убежищем для птиц и привлекает на свою территорию тысячи пернатых каждый год.

Проекты по спасению озера Паралимни тоже есть. Остается только надеяться, что инициативы специалистов будут реализованы, а уникальное озеро – сохранено.

Фото pixabay.com

Источник

You may also like

Leave a Comment