Home Вестник Кипра Верховный комиссар, служивший до последнего вздоха

Верховный комиссар, служивший до последнего вздоха

by Cyprus Digest team


Верховный комиссар, служивший до последнего вздоха

Лимассольская газета «Алития» описывала сэра Джона Юджина Клоусона как «чрезвычайно педантичного, добросовестного, ответственного человека и истинного джентльмена», который любил Кипр и искренне хотел его развивать. Газета выдвинула предположение, что Клоусон был последним британским комиссаром на Кипре. Но этим прогнозам не суждено было сбыться.

Путь на Кипр

Сэр Джон Юджин Клоусон служил верховным комиссаром Кипра с 8 января 1915 по 31 декабря 1918 года. Он родился в Англии в 1866 году, получил образование в Вулиджской военной академии, Лондонском университете и Инженерном колледже, который окончил в 1893 году. В 1895 году поступил на службу в Генеральный штаб. В своей военной карьере дослужился до звания майора Королевской инженерной службы.

В 1906 году он перешел с военной службы на гражданскую и был назначен (27 октября 1906 года) главным секретарем администрации Кипра. На этой важной должности он проработал пять лет, за которые успел хорошо познакомился с островом и его проблемами. В июне 1911 года был переведен в качестве главного секретаря на Мальту. Оттуда вернулся на Кипр верховным комиссаром в декабре 1914 года, сменив на этом посту сэра Гамильтона Гульд-Адамса.

Присяга со скандалом

Клоусон прибыл в порт Фамагусты, а оттуда по железной дороге отправился в Никосию, где его официально приветствовали и привели к присяге. Во время церемонии назначения нового верховного комиссара мэр Никосии Ахиллеас Лиасидис должен был выступить с обращением, в котором говорилось о необходимости передать Кипр из английского подчинения в греческое. Проинформированный заранее о содержании обращения, Клоусон не стал его слушать, а быстро собрался и уехал. Это вызвало скандал среди греко-язычной общины Кипра. Чтобы немного успокоить ее представителей, верховный комиссар принял мэра на следующий день и заверил: он не был в курсе того, что планировалось какое-то обращение. Помимо разговоров об объединении с Грецией Ахиллеас Лиасидис также предложил новому верховному комиссару снести венецианские стены Никосии, так как они, якобы, мешают благоустраивать главный город острова. К счастью, это предложение принято не было.

Несостоявшееся воссоединение с Грецией

Клоусон возглавил администрацию Кипра в то время, когда вопрос об объединении с Грецией стоял очень остро. Причиной стало произошедшее незадолго до этого (в 1914 году) присоединение острова к Великобритании. Греки-киприоты рассматривали это изменение как последний этап перед объединением с Грецией. Вопрос присоединения Кипра к Греции мог решиться уже в октябре 1915 года, если бы не ряд странных обстоятельств. Дело в том, что английское правительство желало усилить Сербию, которая в тот момент воевала на два фронта – с Болгарией и Австро-Венгрией – и заставить Грецию вступить в Первую мировую войну, в обмен на это предложив ей Кипр. Однако на престоле Греции тогда находился король Константин I, который имел явные прогерманские симпатии, а правительство возглавлял лояльный королю Александрос Заимис.

Англичане понимали: их предложение с большой долей вероятности будет отвергнуто, поэтому профессор Рональд Бэрроуз придумал хитроумный план, как заставить греков согласиться. Комиссар Клоусон должен был проинформировать о плане архиепископа Кипрского Кирилла II и греков-киприотов из Законодательного совета. Эта делегация должна была прибыть на английском военном корабле в Афины и там на площади публично объявить, что Кипр переходит Греции, если та вступает в войну. Предполагалось, что эта новость взбудоражит общественное мнение и вынудит правительство согласиться. Однако план дал сбой. Когда министр колоний проинформировал Клоусона о плане, тот сказал, что он в данном случае обеспокоен судьбой турок-киприотов, и что, к слову, следующий паром в Грецию отходит только через неделю.

Параллельно с этим, посол Великобритании в Афинах Эллиот сделал греческому правительству официальное предложение получить Кипр в обмен на вступление в войну на стороне Антанты и, как ожидалось, получил отказ. Так Кипр мог бы стать греческим с согласия англичан, но того не пожелали сами греки.

План провалился, надежда осталась

Когда позже грекам-киприотам стало известно о существовании такого плана и о том, что он не был выполнен, они совершили тонкий дипломатический ход и поблагодарили министра колоний (через верховного комиссара) за то, что английское правительство признает справедливость их устремлений объединиться с Грецией. Тогда верховный комиссар сказал им, что вопрос закрыт и воссоединения никогда не произойдет. Греко-кипрская делегация ответила, что для них этот вопрос никогда не будет закрыт. На это Клоусон довольно сурово ответил: «Вы – подданные короля Англии. Греческий гимн никогда не будет звучать на ваших общественных собраниях, а о том, чтобы подчиниться королю Греции, не может быть и речи. Если Афины и могут быть вашим духовным центром, то политическим всегда будет Лондон».

Однако греки-киприоты продолжали свое: на всех официальных мероприятиях они поднимали греческий флаг и исполняли греческий гимн, на заседаниях Законодательного совета предлагали провести референдум о присоединении к Греции, а греческий консул, который представлял короля, становился крестным каждого двенадцатого ребенка в греко-кипрской семье.

Во время Первой мировой войны

Хотя Кипр не был в полной мере затронут событиями Первой мировой войны, как это произошло со странами Европы, остров тоже внес свою лепту в победу Антанты. С началом войны на Кипре было введено военное положение и цензура. Английский военный корабль регулярно патрулировал северное побережье острова, проверяя передвижения в направлении враждебной Турции. Порт Фамагуста постоянно принимал суда с древесиной и другими товарами на нужды английского экспедиционного корпуса в Египте и Палестине. На острове ощущалась нехватка продовольствия и предметов первой необходимости, что вынудило многих киприотов эмигрировать в США. Миграционный поток был остановлен постановлением правительства, запрещающим покидать остров тем, кто был годен к военной службе. Вражеские самолеты иногда появлялись над портом Фамагуста, но не причиняли ему никакого ущерба. В Фамагусте был создан большой лагерь турецких военнопленных и некоторое время дислоцировался Восточный легион из армянских добровольцев, завербованных французами. Несмотря на трудности, произошли и некоторые улучшения. В 1915 году началось расширение железной дороги до Эвриху. Появилась английская автомобильная компания, которая организовывала автомобильные перевозки между городами, а в следующем году начали работать две кипрские автомобильные компании.

На службе до последнего дня

Клоусон, которого современники описывали как очень активного и трудолюбивого, но консервативного и замкнутого человека, страдал туберкулезом с 1916 года. Болезнь вымотала его, но он продолжал работать, пока совсем не обессилел. 21 ноября 1918 года он не смог даже подписать служебные документы. Клоусон взял шестинедельный отпуск по болезни. В последний день отпуска, 31 декабря 1918 года, он умер и был похоронен 1 января 1919 года с воинскими почестями на английском кладбище Никосии. Он стал первым Верховным комиссаром Кипра, который умер во время своей службы на острове и был похоронен здесь же. 

Фото polignosi.com

Источник

You may also like

Leave a Comment