Home Вестник Кипра Сэр Рональд Сторрс. История одного губернатора

Сэр Рональд Сторрс. История одного губернатора

by Cyprus Digest team


Сэр Рональд Сторрс. История одного губернатора

С 1926 г. до конца 1932 г. губернатором Кипра был сэр Рональд Сторрс. Он прослыл сторонником греков, но при этом проводил суровую политику, не боясь вступать в конфликт с жителями Кипра.

Сын священника, Рональд Сторрс родился в городе Бери-Сент-Эдмундс на востоке Англии в 1881 году. Учился в Чартерхаусе и Пембрук-колледже в Кембридже, который окончил в 1903 году. В следующем году он поступил на государственную службу и сначала работал в Египте, так как ранее изучал в Кембридже арабский язык. В 1909 году он был назначен секретарем по восточным делам в генеральном консульстве Великобритании в Каире. На этой должности он проработал несколько лет, до 1917 года. После непродолжительной службы в Лондоне Сторрс в 1920 году вернулся на Ближний Восток уже в качестве губернатора Иерусалима и Иудеи. В 1924 году посвящен в рыцари. В 1926 году назначен губернатором Кипра.

Новый губернатор

Сторрс, который изучал классическую филологию в университете, был большим поклонником древнегреческого языка и культуры. Благодаря такой репутации ему был оказан радушный приём в Фамагусте, куда он прибыл в качестве нового губернатора острова. Однако дела на Кипре тогда обстояли непросто. Киприоты всё еще были недовольны тем, что Лондон не позволил им объединиться с Грецией, а вместо этого в 1925 году объявил Кипр колонией Британской империи. Движимые чувством обиды, греки-киприоты, входившие в законодательный совет при губернаторе, заблокировали покупку для него автомобиля. Это произошло в августе 1926 года, еще до того, как Сторрс прибыл на Кипр. В конце ноября, незадолго до вступления Сторрса в должность, законодательный совет проголосовал против бюджета колонии на 1927 год. Факт голосования против бюджета, а заодно и тот факт, что греки-киприоты для этого смогли договориться с турками-киприотами, очень встревожил британцев.

Колония против Метрополии

Рональду Сторрсу, однако, удалось за короткое время привлечь на свою сторону многих лидеров греко-кипрской общины, включая архиепископа Кирилла III. Об этом упоминает консул Греции на Кипре Алексис Киру в своей автобиографической работе «Мечты и реальность». Дипломат уточняет, что губернатор добился этого «с помощью множества комплиментов и щедрой личной лести». Однако Сторрсу не удалось убедить депутатов одобрить бюджет на 1927 год, поэтому он был вынужден решать проблему специальным указом, выпущенным им от имени короля (закон империи давал губернатору такое право), то есть фактически принять бюджет в обход совета. Чтобы немного подсластить пилюлю, Сторрс назначил на высокие посты в администрации, которые ранее занимали только британцы, нескольких киприотов.

В 1928 году Сторрс решил организовать торжества по случаю 50-летия британского господства на Кипре. Хотя он позаботился о том, чтобы сообщить Архиепископу Кириллу III и другим важным лицам, что в праздновании не будет никакого политического подтекста, реакция киприотов на торжества оказалась отрицательной и было решено бойкотировать их различными способами.

Метод кнута и пряника

Важным событием, случившимся в правление сэра Рональда Сторрса, стала отмена налога, который Кипр должен был платить Турции. Турки, в свою очередь, пересылали его в Лондон в счет погашения кредита, выданного Высокой Порте Англией на ведение Крымской войны. За отмену этого налога велась упорная и долгая борьба. Кипр продолжал платить этот налог даже во время Первой мировой войны и после его присоединения к Британской империи на правах колонии. В 1927 году Лондон согласился на отмену ежегодного налога, который составлял 92 800 фунтов стерлингов. Вместо этого Кипр должен был платить сумму около 10 000 фунтов стерлингов в год на нужды обороны.

Однако в 1928 году Сторрс снова разругался с местными жителями. Поводом для этого стало утверждение нового уголовного кодекса, введенного сэром Рональдом без каких-либо консультаций с киприотами. Новый уголовный кодекс, состоявший из 44 глав и 366 статей, предусматривал суровые наказания за различные правонарушения, например, порку. Правонарушениями считались такие действия, как студенческие демонстрации, за которые предусматривалось тюремное заключение на срок до 7 лет.

В сентябре 1929 года кипрская делегация под руководством митрополита Никодима Милонаса, который также был членом законодательного совета, отправилась в Англию, чтобы обсудить проблемы Кипра непосредственно с английским правительством. В Лондоне посольство провело встречу с министром колоний лордом Пассфилдом. Посольство вернулось на Кипр 6 декабря, не добившись ничего существенного. Британское правительство еще раз четко обозначило свою позицию, заявив, что вопрос объединения Кипра и Греции для него даже не стоит.

Обострение конфликта

Новый кризис в отношениях Сторрса с киприотами произошел в 1931 году из-за нового правительственного законопроекта о тарифах. Губернатор стремился с помощью этого законопроекта увеличить таможенные пошлины и, как следствие, доходы колониальной администрации. Когда законопроект был отклонен законодательным советом, губернатор специальным указом ввел его в действие. Это спровоцировало кризис, известный как «Октябрьские события» 1931 года. Один из членов законодательного совета, митрополит Никодим Милонас, в знак протеста покинул свой пост.

18 октября во всех храмах Кипра было зачитано послание, в котором он призывал греков-киприотов требовать воссоединения с Грецией. 21 октября из законодательного совета вышли остальные греки-киприоты. В этот же день в Никосии, в здании Торгового клуба, прошло заседание его членов, выступивших против новых налогов. Обсуждение переросло в настоящую акцию протеста, участники которой двинулись к резиденции губернатора (сегодня это здание Президентского дворца). Там протестующие начали швырять в здание камни. На место прибыла полиция, безуспешно пытавшаяся разогнать собравшихся. В стражей порядка также полетели камни, кроме того, толпа подожгла три полицейских автомобиля. Когда в окна резиденции губернатора начали швырять горящие факелы и здание загорелось, полиция открыла по протестующим огонь. От полицейской пули погиб 15-летний участник акции.

На следующий день на Кипре был введен комендантский час, стала действовать цензура в средствах массовой информации, а 23 октября к острову подошли четыре корабля британского флота. Зачинщиком восстания был признан митрополит Никодим Милонас, за что вместе с пятью греками-киприотами, среди которых оказались лидеры Кипрской коммунистической партии, он был отправлен в ссылку в Гибралтар.

Однако следует сказать, что Сторрс предпринимал и меры в пользу улучшения кипрской экономики. Он приступил к строительству важных инфраструктурных проектов, улучшению дорожной сети, благоустройству порта Фамагусты, улучшению сообщения Кипра с остальным миром. Он даже обеспечил крупный займ в размере 600 000 фунтов стерлингов на строительство различных инфраструктурных объектов.

Его важными проектами было создание сельскохозяйственного колледжа в Морфу, открытие школы для слепых, создание Торговой палаты, защита кипрских древностей от разграбления и т.д. Именно во время правления Сторрса были проведены важные раскопки Шведской археологической миссии под руководством Эйнара Герстада.

Правление Сторрса завершилось в июне 1932 года, он покинул Кипр девятого числа того же месяца, отправившись губернатором в Северную Родезию (совр. Замбия). На его место прибыл сэр Реджинальд Эдвард Стаббс.

В 1934 году по состоянию здоровья Сторрс вышел на пенсию. В 1937 году он опубликовал книгу мемуаров под названием Orientations, где много говорится о Кипре. С 1937 по 1945 года служил в Лондонском окружном совете, а во время Второй мировой войны вел передачи на радио Министерства информации.

Умер в 1955 году в возрасте 73 лет.

Фото: The Centre of Visual Arts and Research (CVAR)

Источник

You may also like

Leave a Comment