Home Вестник Кипра Закрытые КПП: помощь или барьер для экономики Кипра?

Закрытые КПП: помощь или барьер для экономики Кипра?

by


Закрытые КПП: помощь или барьер для экономики Кипра?

Фото cyprus-mail.com

Сказываются ли на экономике Кипра закрытые КПП с оккупированными территориями? А что об этом думают жители по ту сторону Зеленой линии? Об этом рассуждает издание Cyprus Mail.

Закрытие контрольно-пропускных пунктов год назад помогло пресечь потоки киприотов, которые ездили в квази-государство закупать дешевые сигареты и бензин. Греки-киприоты были вынуждены вернуться на официальный рынок и приобретать необходимые товары на территории родного государства, а не в «ТРСК». «На наши показатели, безусловно, положительно повлияло закрытие контрольно-пропускных пунктов», — говорит глава Кипрской ассоциации владельцев автозаправочных станций Стефанос Стефану. Учитывая общий спад цен на нефтепродукты и сокращение продаж бензина на 30-40% из-за карантина, такая неожиданная помощь оказалась для заправок весьма кстати.  Выиграли, правда, только заправки у Зеленой линии, где сокращение продаж бензина было всего около 20%.

Секретарь Ассоциации магазинов непрерывного обслуживания Андреас Энглезу также доволен тем, что КПП закрыты, поскольку продажи табака и сигарет в киосках выросли с марта на 10-20%. Однако, сами владельцы киосков особо этого не ощутили. «Увеличение продаж не приносит нам прибыли из-за высокого налогообложения табачных изделий», — пояснил Энглезу. Республика следует таможенной повестке Европейского союза, которая предполагает, что 1,1 евро за пачку из 20 сигарет и 34% от розничной цены составляют акцизы. Ставка для мелко порубленного табака была установлена в размере 150 евро за килограмм, а для сигар и сигарилл — 90 евро за килограмм. Доходы от акцизов идут государству. Прибыль становится еще меньше, если клиент платит картой, так как 1% от суммы транзакции идет компании JCC в качестве комиссии за обслуживание терминала. «Сейчас выигрывает только правительство», — сказал Энглезу, добавив, что, по его впечатлению, киприоты стали больше курить из-за стресса, вызванного пандемией.

Гораздо менее оптимистично на ситуацию смотрят по ту сторону буферной зоны. Для торговцев на оккупированной части улицы Ледра беспрепятственная работа контрольно-пропускных пунктов была условием выживания. Квартал, расположенный от КПП на ул. Ледра до мечети Айя-Софья, по-турецки называется Араста. Раньше это был оживленный торговый район с множеством магазинов и кафе. В наши дни владельцы здешних магазинов утверждают, что никогда прежде, даже после 1974 года, у них не было так мало клиентов, как сейчас. «У людей были кое-какие сбережения, они на них выживали, но теперь деньги кончились. Мы не знаем, что делать, как платить арендную плату, как платить банковские кредиты…Если КПП не откроется в ближайшее время, нам конец», — говорит отчаявшаяся Хадиджа Йоргозлу, владелица магазинчика одежды. Ее магазин открылся в прошлый понедельник после месячного карантина. До февраля прошлого года 60% ее клиентов были жителями Республики Кипр, остальные были туристами. Но все изменилось после того, как греко-кипрская сторона превентивно закрыла пересечение улицы Ледра. «С тех пор наш бизнес умирает. На этой неделе у нас, наверное, было всего пять клиентов», — рассказывает владелица магазина.

Неподалеку от магазинчика одежды работает небольшая лавка с сувенирами. Соотношение клиентов раньше здесь было тем же самым: 60% жителей Республики Кипр и 40% туристов. «Как раз накануне закрытия КПП на Ледре я привез партию нового товара. Мой склад полон. Единственная надежда — что наступит лето и, может быть, мы увидим каких-нибудь туристов», — говорит владелец лавки.

Араста действительно была очень популярным местом среди греков-киприотов, хотя они периодически сталкивались с проблемами транспортировки купленных товаров через Зеленую линию.

Иззет Адилоглу, эксперт по торговле «Турко-кипрской торговой палаты», говорит, что оборот сделок составлял 5,3 млн евро в 2019 году, сократившись до 4,6 млн в 2020 году из-за пандемии. Но, вопреки трудностям, появилась так называемая бесконтактная торговля через Зеленую линию. «Вместо того, чтобы доставить товар непосредственно по адресу на юге (то есть в Республике Кипр — ВК), турко-кипрский торговец доставляет его в буферную зону либо на КПП Метехан-Агиос Дометиос, либо на КПП Беярмуду-Пергамос, а греко-кипрский покупатель забирает его оттуда, не совершая прямого контакта с продавцом», — объясняет Адилоглу.

Кроме торговцев от закрытых КПП страдают и две другие категории: турки-киприоты, работающие в Республике Кипр, и греки-киприоты, работающие на оккупированных территориях. Гуркан Османбуба возглавляет недавно созданный профсоюз, который стремится помочь обеим группам работников решить проблемы, с которыми каждый из них столкнулся. В начале 2020 года, по его словам, 2 225 турок-киприотов ежедневно пересекали буферную зону. При этом никто не знает, сколько греков-киприотов работает на оккупированных территориях. «Первый карантин в прошлом году был не очень большой проблемой, потому что обе стороны были в похожей ситуации, так что мы все равно не могли выйти на работу, — вспоминает Османбуба. — Однако решение турок-киприотов вновь закрыть контрольно-пропускные пункты в середине декабря без должного учета нашей ситуации оказалось для нас очень трудным».

Чтобы сохранить свои рабочие места, многие турки-киприоты временно переехали в Республику Кипр, а около 200 человек предпочли обязательный карантин. Это означало, что, хотя им и разрешалось ездить на работу, по возвращении в «ТРСК» в конце рабочего дня, вместо того чтобы идти домой, они отправлялись в карантинный отель, чтобы на утро вновь поехать в Республику Кипр на работу. «У меня двое маленьких сыновей. Поскольку мой муж потерял работу из-за пандемии, я осталась единственным кормильцем. Я просто вынуждена была жить в таком режиме, но период карантина был просто ужасным. С нами обращались, как с прокаженными только потому, что мы пытались помочь нашим семьям», — рассказывает Тейфиде Долмаджи, 40-летняя учительница из английской школы на территории Никосии, контролируемой Правительством Республики Кипр. Последний карантин закончился в прошлый понедельник. Теперь работники с оккупированных территорий могут ежедневно переходить КПП при условии, что у них есть действительный ПЦР-тест.

Однако Гуркан Османбуба говорит, что пандемия привела к тому, что около четверти сотрудников кипрских предприятий из числа турок-киприотов либо уволились, либо потеряли работу. Ситуация будет оставаться нестабильной до тех пор, пока «администрация» оккупированных территорий не признает, что своим жителям следует помогать, а не мешать выполнять свои рабочие обязанности.

«В прошлом году, после того как закончился первый карантин, Никос Анастасиадис дал нам слово, что мы сможем пересечь Зеленую линию в любой ситуации, которая может возникнуть из-за пандемии. Он свое слово сдержал, но, к сожалению, у нас нет таких же гарантий от нашего собственного правительства», — говорит Гуркан Османбуба.

«Турки-киприоты и греки-киприоты, которые работают на противоположных сторонах Зеленой линии, должны быть вакцинированы как одна из приоритетных групп, — считает Тейфиде Долмаджи. — Только тогда мы сможем перестать беспокоиться. Мы нуждаемся в прививке, чтобы иметь возможность работать и обеспечивать наших детей».

  • Источник

    You may also like

    Leave a Comment